1.2 Выявление неисправностей через контрольную лампу панели приборов
2 Предварительные работы
3 Приступаем к снятию агрегата с двигателя
3.1 Полезные рекомендации к снятию
3.2 Переходим к разборке
4 Средняя цена запчастей
5 Собираем агрегат
5.1 Возвращаем агрегат на место
Генератор (агрегат, источник питания здесь и далее) ваз 2108
Генератор автомобиля предназначен для выработки электроэнергии, и осуществляет подзарядку аккумуляторной батареи. В случае нарушения нормального режима работы электрогенератора на автомобиле, его аккумулятор начинает постепенно разряжаться. И ваш автомобиль далеко не уедет. Все зависит от того на сколько ему хватит заряда аккумуляторной батареи. Выполнить снятие и ремонт генератора ваз 2108 вы сможете самостоятельно. Начинаем ремонт с выявления причины неисправности, чтобы избежать множества ненужных и трудоемких операций. Наша простая и понятная инструкция по ремонту вам в этом поможет.
Распространенные неисправности
Электрогенератор располагается под капотом машины и работает от ременной передачи. Самые распространенные причины поломок генератора следующие:
Ослабла натяжка, либо растянулся ремень генератора
Неисправно зарядного реле
Выработались щетки генератора
Вышел из строя диодный мост
Заклинило подшипник (или оба подшипника) роторного вала
Проверка с целью выявления неисправностей
Признаки неисправностей и их выявление:
Прослушиваются посторонние шумы явно слышимые при работе – это вероятный признак износа подшипников вала
Низкое напряжение, получаемое на «выходе» от генератора – означает износ щеток либо ослабленное натяжение ремня
Повышение либо понижение напряжения, получаемое на «выходе» может быть вызвано неисправностью диодного моста
Выявление неисправностей через контрольную лампу панели приборов
Что означает загоревшаяся красная лампочка на приборной панели с изображением аккумулятора:
В любом случае это сигнал о том, что напряжение на выходе агрегата ниже напряжения аккумуляторной батареи либо наоборот напряжение аккумуляторной батареи ниже напряжения, поступающего от генератора
Когда с повышением оборотов двигателя лампа гаснет скорее всего неполадки связаны с генератором
Если стала светить ярче — пора менять аккумуляторную батарею
Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей, вам достаточно сделать следующие процедуры:
Проверьте при помощи вольтметра напряжение на (контактах) клеммах аккумуляторной батареи. На работающем моторе при исправном генераторе на аккумуляторе напряжение должно быть в пределах 13,8 — 14,5 вольт
На запущенном двигателе прикоснитесь ладонью к корпусу прибора, чтобы обнаружить вибрацию. Когда увеличен износ подшипников вала, их вибрация, передаваемая через корпус генератора, более чем ощутима, перепутать ее с чем-то другим весьма трудно
Проверьте натяжение ремня: при остановленном двигателе вам необходимо нажать на ремень пальцами – его прогиб не должен превышать 1 — 1,5 сантиметра
Предварительные работы
Вследствие того, что наш агрегат располагается под капотом машины, двигатель придется заглушить, руль выкрутить вправо до упора, открыть капот. Генератор электроэнергии на ваз 2108 установлен впереди мотора. И располагается в подкапотном пространстве в нижнем левом углу, между мотором и радиатором. Итак:
Перед снятием агрегата необходимо отключить «массу» от аккумуляторной батареи, (минусовый контакт, либо обе клеммы)
Чтобы избежать лишней работы перед снятием агрегата, снимаем с него реле зарядки и проверяем заодно выработку щеток
Реле зарядки располагается в задней части агрегата и прикреплена к его корпусу двумя винтами
Чтобы открутить их вам потребуется «крестовая» отвертка
Откручивая винты, будьте осторожны, чтобы не упали на защиту, иначе придется доставать их оттуда, а это будет еще одной огромной задачей (причем совершенно не нужной)
Чтобы снять реле, нам необходимо освободить (отсоединить) провод, имеющий контакт типа «мама»
После того как сняли реле зарядки, визуально осмотрели щетки – принимаем решение, стоит ли приобретать новое реле напряжения либо устанавливаем обратно демонтированное, все зависит от степени износа щеток
Для нормальной работы щеток необходима длина не менее 4сантиметров
Приступаем к снятию агрегата с двигателя
Приступаем к снятию генератора ваз 2108, ремонт – будет следующим шагом:
Отсоединяем от агрегата провода – они, как правило, красного цвета входят в две группы
Первая группа из двух проводов прикреплена гайкой к болту, который расположен на задней крышке
Вторая группа — из одного провода, соединена с клеммой агрегата посредством контактов «мама — папа», на той же задней крышке генератора.
Чтобы снять генератор с мотора, нам необходимо отвернуть пару гаек и один болт в определенной последовательности:
Сначала откручиваем гайку, которая крепится к планке натяжителя приводного ремня (расположена в верхней части источника питания)
Затем отвинчиваем болт, крепящий планку натяжителя к корпусу мотора, снимаем ее
Третьим этапом отвинчиваем гайку от болта, который крепит кронштейн генератора на блоке двигателя
Полезные рекомендации к снятию
Некоторые нюансы, которые облегчат новичкам процесс снятия агрегата своими руками:
Кронштейн, крепящий генератор, располагается в нижней части корпуса двигателя, под генератором. Отвинтив его гайку необходимо сразу снять приводной ремень со шкива самого агрегата
Болт, крепящий генератор следует выдавливать влево из его кронштейна до упора в кузов либо в защиту агрегата
Необходимо выкрутить два винта расположенных со стороны колеса (правого), которые крепят грязевую защиту к кузову
Если болт, крепящий генератор по-прежнему упирается в какие-нибудь детали кузова, следует нажать на мотор одной рукой, одновременно вытаскивать болт, работая другой рукой.
Теперь, когда генератор снят с двигателя полностью, мы можем приступать к разборке.
Переходим к разборке
Для разбора электрогенератора вам просто необходимо иметь два важных инструмента:
Съемник для подшипников
Тиски
Они значительно облегчат а так же ускорят Вашу работу. Кроме них пригодится:
Молоток
Набор ключей (либо головок)
Набор отверток
Теперь, когда мы запаслись необходимым инструментом, приступаем к разборке:
Воспользовавшись ключом на 19, откручиваем гайку, которая крепит крыльчатку на валу
Откручиваем гайку крепления крыльчатки ключом на 19
Для этого необходимо придерживать крыльчатку одной рукой, а другой рукой снимаем гайку, вращая ее против часовой стрелки
Придется приложить определенные усилия, но эту гайку необходимо открутить
Крыльчатка застопорена на валу шпилькой, после того, как сняли крыльчатку с вала нам необходимо вынуть эту шпильку
Внимание : Следует запомнить и даже записать расположение распорных шайб на роторном валу и гаек при их снятии. Так как каждый тип прибора — генератора имеет свои неповторимые особенности по их непосредственному расположению, которое не зависит от указаний в инструкциях либо книжках по ремонту. Запоминайте сразу, а лучше зарисовывайте, порядок расположения таких шайб, установленных на имеющемся у вас агрегате.
Теперь переворачиваем агрегат вверх задней крышкой, откручиваем, используя ключ на 8 гайки (их четыре)
Вытаскиваем четыре шпильки, освободившиеся при этом, и высвобождаем лицевую часть корпуса
В этой части крышки расположен «передний» подшипник, который закреплен пластинами (этот подшипник со стороны привода выходит из строя чаще; причиной его выхода из строя может быть перетяжка ремня привода)
Снимаем пластины, открутив гайки, затем выбиваем подшипник при помощи наставки из его посадочного места
Для этого идеально подходит деревянная дощечка, которая по размерам совпадает с диаметром выбиваемого подшипника (можно использовать наставку из мягкого металла, подходящего размера)
Снятые с агрегата крышки
Теперь нам необходимы тиски: накручиваем гайку на роторный вал, зажимаем агрегат или точнее то, что еще не разобрали в тиски
Его заднюю крышку срываем резким движением вверх с посадочного места
Теперь, когда мы сняли крышки генератора, у нас зажат в тисках сам роторный вал, на котором находится «задний» подшипник в верхней части, как видим на фото внизу.
Роторный вал зажат в тисках, можно снимать «задний» подшипник
Чтобы демонтировать подшипник с вала, нам необходим специальный съемник
Надеваем съемник на подшипник и стаскиваем подшипник с вала
Специальный съемник для подшипников
Теперь у нас руках есть два подшипника: «передний» (маленький) и «задний» ( тот что побольше размером) — посмотрите внимательно на их маркировку, приобретайте такие же точно
Задний и передний подшипники
Важно:Как показывает практика, при покупке новых подшипников , необходимо снять старые. И затем купить новые аналогичные в магазине. А такие подсказки продавцов типа: «они все одинаковые» либо «если генератор у вас старого образца, однозначно берите вот эти» — часто являются ошибочными. Вернее почти всегда. Рекомендуем, чтобы сэкономить ваше время, деньги и нервы, проще снять подшипники и уже по их заводской маркировке подбирать аналогичные.
Этот совет распространяется на выпрямительный блок (диодный мост), который установлен в задней крышке
Если на блоке видны повреждения, либо окись металлов – рекомендуем без лишних раздумий снять его (он крепится посредством четырех гаек к внутренней части крышки) и незамедлительно приобрести и установить новый
Средняя цена запчастей
Рассмотрим в какую цену обойдется ремонт без помощи специалистов на сто:
Зарядное реле — около 140 рублей
Подшипники (оба) – примерно 150 рублей
Сам диодный мост – около 200 рублей
Специальный съемник для подшипников – до 100 рублей
Итого ремонт генератора обойдется всего: 590 рублей.
Собираем агрегат
Начинаем сборку для ваз 2108 генератора, ремонт подошел к завершающей стадии:
Сборка начинается с запрессовки заднего подшипника обратно на вал. Это действие мы выполняем при помощи небольшой дощечки и молотка
Двумя-тремя сильными ударами насаживаем подшипник на вал
Если снимали выпрямительный блок – возвращаем его те же четыре шпильки крепления выпрямительного блока, расположенные в задней крышке
Теперь устанавливаем саму заднюю крышку обратно на ротор, чтобы подшипник до конца «сел» в предназначенное посадочное место, расположенное в задней крышке
Чтобы упростить процедуру, можно воспользоваться молотком, и бить через деревянный брусок не сильными ударами по крышке, чтобы «посадить» ее полностью на вал
В нашей передней крышке производим замену малого (переднего) подшипника и закрепляем его пластинами
Вытаскиваем из тисков агрегат и перед надеванием передней крышки, одеваем на вал распорное кольцо, которое должно находиться между передним шарикоподшипником и упорной выемкой, расположенной на валу
Ставим переднюю крышку, затягиваем гайки на шпильках «крест-накрест», чтобы затяжка их была равномерной
Устанавливаем шпонку в выемку роторного вала, после этого насаживаем крыльчатку и затягиваем ее гайкой
Вот генератор собран, сейчас удобно установить на место реле со щетками.
Возвращаем агрегат на место
Порядок установки – процесс обратный снятию:
Вставляем его в кронштейн крепления
Одной рукой надавливаем сверху на мотор, а второй рукой, со стороны переднего правого колеса, мы вставляем болт крепления кронштейна на место
Гайку болта накручиваем, но не затягиваем
Затем закрепляем при помощи саморезов пылевую защиту
Теперь надеваем приводной ремень на шкив агрегата и ставим планку натяжителя ремня
Натягиваем приводной ремень до нужного значения прогиба (1 – 1,5 сантиметра) и одновременно зажимаем гайку, расположенную на плаке натяжителя
Теперь зажимаем гайку, находящуюся на кронштейне крепления нашего генератора.
Все, агрегат успешно установлен. Для ваз ремонт генератора завершен. Убедитесь, лишний раз, что клемма минус снята с аккумуляторной батареи и подключите все провода назад к генератору. Помните, что: парные провода прикрепляются гайкой к шпильке, расположенной на задней крышке генератора, а одиночный провод соединяется посредством разъемов типа «мама — папа». Теперь можно подключить клемму «минус» на аккумуляторную батарею и запустить двигатель. Если работа была вами проделана правильно, то на ваз 2108 ремонт электрооборудования (генератора в частности) завершен и больше не составляет вам проблемы. Источник питания стал вырабатывать положенное напряжение для работы автомобиля. Для полной уверенности в исправной работе, можно проверить вольтметром выдаваемое им напряжение. Если не все понятно в устройстве генератора, то о ремонте ваз 2108 ищите в разделе электрооборудование либо воспользуйтесь обучающим видео.