Всем автолюбителям очень знакома проблема, когда по утру любимый автомобиль вдруг не заводится, и причина совсем банальная, севший аккумулятор, а самое обидное, что он совершенно новый. Такая неприятность связана с проблемой в работе генератора и его деталей, важнейшей из них и требующей регулярной проверки является реле – регулятор. Как правило, замена реле генератора ваз 2109 надолго решает эту проблемку, так как именно от его работы зависит зарядка аккумулятора, работа электрогенератора и системы электропитания машины, работа всех электроприборов. Наша инструкция поможет справиться с этой задачей самостоятельно.
Назначение генератора и реле в нем
Электрогенератор в машине предназначен:
Для получения электрической энергии, от которой осуществляется электропитание аккумулятора
Когда нарушается нормальная работа автомобильного электрогенератора, батарея аккумуляторная начинает разряжаться, и проедете вы не долго после этого
Бывает, когда аккумулятор мощный его хватает приехать домой, однако с утра машина уже не заводится
Электрогенератор находится под капотом вашей машины и работает от ременной передачи
Существует ряд причин поломки электрогенератора, среди которых выработка щеток, неисправность зарядного реле, поломка диодного моста и заклинивание подшипников, а так же разрыв в цепи одной из обмоток
Регулятор напряжения (реле — регулятор) служит:
Для поддержания напряжения в бортовой сети машины в необходимых пределах при любых режимах работы, таких как изменение частоты вращения ротора электрогенератора, скачки электрической нагрузки, изменение температуры окружающей среды
Вдобавок, он выполняет такие дополнительные функции как защита элементов генераторной установки от работы в аварийных режимах и от перегрузок, обеспечивает автоматическое включение в бортовую сеть машины силовую цепь электрогенератора либо обмотку возбуждения
Проверка генератора
Необходимо проверить авто генератор на ваз 2109, чтобы выяснить причину неисправности:
Если присутствуют посторонние шумы в его работе – скорее всего, износились подшипники вала электрогенератора
Пониженное напряжение на «выходе» электрогенератора – означает износ щеток(см. Ваз 2109: замена щеток генератора своими силами) либо слабое натяжение приводного ремня
Повышение либо понижение напряжения на «выходе» могут быть последствиями неисправности диодного моста электрогенератора
Чтобы выполнить первичную диагностику неисправностей – вам достаточно выполнить такие несложные процедуры:
Проверяем, с помощью вольтметра, напряжение на аккумуляторных клеммах. Когда мотор запущен и электрогенератор исправен, напряжение на клеммах батареи должно колебаться от 13,8 вольт до 14,5 вольт
Включаем двигатель и прислоняем ладонь к корпусу электрогенератора, чтобы выявить вибрацию. Когда увеличен износ подшипников, вибрация, которая передается на корпус электрогенератора, будет легко ощутима, а перепутать ее с другой посторонней вибрацией просто невозможно
Проверяем натяжение ремня электрогенератора: при остановленном моторе надавите на ремень пальцем – прогиб под воздействием пальца не должен составлять более 1 — 1,5сантиметра
Прежде чем снимать сам электрогенератор, во избежание лишней и ненужной работы, снимите сначала своими руками реле, расположенное на корпусе электрогенератора и проверьте состояние щеток и самого реле в частности:
Снятие реле не требует снятия генератора с двигателя
Реле в генераторе располагается в задней части, и прикреплено к нему всего лишь двумя болтами
Для их откручивания Вам потребуется «крестовая» отвертка
Откручивать болты следует аккуратно, иначе уроните их защиту картера, а доставать их оттуда станет дополнительной проблемой
Чтобы окончательно снять реле вам необходимо будет отсоединить проводок с контактом типа «мама»
Проверка состояния реле
После снятия, необходимо сразу проверить работоспособность реле — регулятора напряжения, а так же щеткодержателя и на всякий случай конденсатора, снятого с генератора:
Для проведения проверки вам понадобится источник питания, с возможностью переключения (изменения значения) напряжения
Например, подойдет зарядка для вашего аккумулятора
А еще пригодится контрольная лампочка стандартного напряжения
Подключаем контрольную лампочку к щеткам реле – регулятора
Затем подключаем напряжение 12Вольт, подсоединив минус к массе, а плюс кидаем на клемму реле – регулятора напряжения, как на фото ниже
Контрольная лампочка при этом должна загореться
Теперь увеличиваем подаваемое напряжение до 15-16Вольт
Контрольная лампочка после этого должна погаснуть
Такая проверка покажет нам, если лампочка при повышении напряжения все же не погасла либо она вообще загоралась еще в первом случае, тогда неизбежна замена реле на генераторе ваз 2109 со щеткодержателем в сборе.
Схема подключения питания и контрольной лампы к реле – регулятору для проверки его исправности
Если с реле – регулятором все в порядке остается проверить состояние щеткодержателя, для этого:
Необходимо нажатием пальцев проверить сначала легкость перемещения самих щеток в их посадочных местах (пазах), а затем измерить величину выступания щеток
Эта величина должна быть не меньше чем 5миллиметров
Не допускается появления на поверхности щеток следов от разнообразных механических повреждений — глубоких царапин, сколов, трещин
Щетки с дефектами, повреждениями либо не соответствующие допустимой длине следует заменить (отдельно, либо в сборе с реле, если устраивает цена)
Щетки с дефектами
Завершаем проверку выявлением состояния конденсатора (при необходимости). Для проверки нам понадобится мегомметр либо обычный мульти тестер, включенный в режиме измерения сопротивления до 1-10МегаОм:
Включите прибор, который будет показывать значение сопротивления, стремящееся к бесконечности
Затем подключите выводы от тестера к конденсатору, наблюдайте в момент их подключения, должно происходить уменьшение сопротивления, а после этого сопротивление снова стремится к бесконечности
При наблюдении такого явления знайте, что ваш конденсатор исправен
Иначе приобретайте новый и выполняйте его замену
Установите обратно в ваз 2109 реле на генератор
На этом проверка реле – регулятора окончена, все проще простого, на всякий случай можете ознакомиться с видео материалом на эту тему.