1.2 Возникают затруднения при переключении передач
1.3 Выскакивание или неполное включение передач
1.4 Понижение уровня масла
1.5 Полезный инструмент
2 Производим снятие коробки с автомобиля
2.1 Разборка
Вот она, коробка (КПП)
На ваз 2106 устанавливаются четырех и пяти ступенчатые коробки перемены передач (далее КПП). Пятиступенчатая коробка изготовлена на базе четырехступенчатой, оба агрегата являются взаимозаменяемыми, основные детали у них одинаковые. Наша инструкция наглядно покажет вам, как ремонтируется пяти ступенчатая коробка передач ваз 2106 — ремонт начинаем с диагностики неисправностей.
Диагностируем неисправности
Неисправности, при которых необходим ремонт коробки.
Сильные шумы в коробке
Изношенные подшипники;
Изношенные зубья шестерен или зубья синхронизаторов;
Расшатались валы в корпусе, при работе происходит их осевое смещение.
Возникают затруднения при переключении передач
Изношен сферический шарнир рычага, отсутствие смазывающего состава в узле переключения;
Деформирован рычаг переключения;
(штоки) возникли заусенцы, прогибы, загрязнились гнезда штоков, заклинивает блокировочные сухари;
Засорились шлицы муфты или шлицы ступицы; повреждены вилки переключения.
Выскакивание или неполное включение передач
Износились лунки под шарики или сами шарики на штоках, поломались пружины фиксаторов;
Изношено блокирующее кольцо на синхронизаторе;
Поломались пружины синхронизаторов;
Изношенные зубья муфт синхронизаторов либо зубчатого венца.
Понижение уровня масла
Износились сальники валов коробки;
Ослабло крепление крышек КПП к корпусу, повреждены уплотнительные прокладки;
Ослабло крепление корпуса сцепления к корпусу коробки.
Предупреждение: Перечисленные неисправности бывают вызваны другими причинами, для устранения которых не потребуется снятие и разборка КПП. Так как снятие и разборка КПП весьма трудоемкие процессы, будьте внимательны при диагностике неисправностей, обязательно убедитесь в необходимости подобного ремонта.
Полезный инструмент
Вам понадобится:
Две отвертки;
Головки на 17, на 13;
Удлинитель с воротком (трещоткой);
Набор ключей10-27плюс второй ключ на 13;
Ударная отвертка;
Специальный съемник, для снятия стопорных (фиксирующих) колец;
Средний молоток;
Универсальные съемники.
Производим снятие коробки с автомобиля
Итак:
Откручиваем болты, крепящие приемную трубу, и снимаем ее;
Откручиваем гайки крепления стартера;
Подставляем емкость (ведро) под коробку, шестигранником открываем сливную пробку, сливаем масло с КПП;
Примечание: Не рекомендуется снимать КПП, не сливая масло. Велика вероятность его разлить, при снятии коробки. Тогда цена вопроса возрастет на стоимость нового масла и новую робу для вас, к тому же на пролитом масле легко поскользнуться.
Откручиваем гайки крепящие поперечину, убираем упор, плавно опускаем КПП в низ, чтобы это осуществить Вам потребуется помощь напарника, который придержит коробку, затем переставляем упор передок двигателя, для его фиксации;
Снимаем гайки, крепящие картер сцепления к мотору, вынимаем шайбы, затем аккуратно вдвоем снимаем КПП с двигателя.
Устанавливаем упор под поперечину, откручиваем гайки, снимаем упор, отворачиваем гайки, крепящие картер к двигателю
Производим установку в обратном порядке. Теперь вы знаете, как снимается с ваз 2106 коробка передач, ремонт это следующий шаг. Разобрать КПП своими руками тоже дело не хитрое.
Разборка
Итак:
Снимаем с направляющей муфту отключения сцепления с подшипником и пружиной.
Снимаем, поддев отверткой, чехол вилки сцепления с картера, а затем снимите вилку вместе с чехлом, провернув ее на девяноста градусов.
Внимание: Задняя крышка КПП закреплена при помощи пяти гаек снаружи и одной — изнутри (гайка располагается под кронштейном трубы глушителя). Верхнюю правую гайку невозможно открутить до конца при начальном положении крышки.
Наружные гайки, крепящие заднюю крышку
Отворачиваем гайку, крепящую заднюю крышку, которая находится с внутренней стороны корпуса, снимаем шайбу.
Отсоединяем заднюю крышку от корпуса, для этого отодвигаем крышку на максимальное расстояние, затем отворачиваем до конца верхнюю правую гайку, снимаем шайбу.
Отводим крышку назад и, проворачивая по часовой стрелке, снимаем ее с корпуса коробки.
Снимаем заднюю крышку коробки
Примечание: Проворачивать крышку КПП необходимо так, чтобы исключить ее зацепление за блок шестерен переключения заднего хода и 5-той передачи.
Совет: Для облегчения снятия задней крышки КПП отодвигаем заднюю крышку, и получаем доступ к штокам, переключающим передачи, и включаем II передачу.
Вынимаем внутреннюю обойму роликоподшипника вторичного вала затем шестерню спидометра.
Выворачиваем болты, крепящие крышку фиксаторов, достаем крышку с крепежом и прокладкой.
Снимаем шарик-фиксатор шестерни спидометра и маслоотражающую шайбу.
Достаем шарик, вынимаем маслоотражающую шайбу
Выворачиваем болт, крепящий шестерни пятой передачи, включив предварительно две передачи.
Выкручиваем болт, крепящий блок шестерен
Выкручиваем болт, крепящий вилку переключающую задний ход и 5-тую передачу.
Откручиваем вилку
Потягиваем на себя шток переключения заднего хода и 5-той передачи, достаем его из картера, освободив от вилки выключения.
Достаем шестерни заднего хода и 5-той передачи, затем вилку их переключения.
Затем с вторичного вала стаскиваем втулку шестерни 5-той передачи, шестерню, блокирующее кольцо, зубчатый венец, муфту синхронизатора 5-ой передачи, за ними ступицу крепления муфты синхронизатора.
Вытаскиваем муфту синхронизатора
Достаем шестерни заднего хода, основную и промежуточную.
Стаскиваем основную шестеренку заднего хода с вала
Выпрессовываем задний роликоподшипник промежуточного вала, слегка постукивая по наружному кольцу.
Затем снимаем втулку с вала, наружное кольцо роликоподшипника и внутреннее кольцо роликоподшипника.
Выворачиваем болт, крепящий передний роликоподшипник промежуточного вала, одновременно включаем две передачи (I -IV).
Теперь снимаем передний подшипник.
Достаточно бывает подцепить отверткой стопорное кольцо, тогда роликоподшипник вылезет.
Иногда он застревает, тогда закручиваем болт на несколько витков в вал, создаем упор отверткой, постукиваем слегка молотком по головке болта, чтобы сорвать роликоподшипник с места. Иногда роликоподшипник разбирается, не пугайтесь, его легко можно собрать.
Стучим молотком, создав при этом упор отверткой
Совет: Обязательно наметьте внутренние кольца роликоподшипника промежуточного вала, важно при сборке КПП поставить их на исходные места.
Теперь, когда подшипники сняты, вынимаем вал из картера.
Достаем промежуточный вал
Переворачиваем КПП, вынимаем блокирующий сухарь штока переключения III — IV передач (Фото Сухари-2).
Выдвигаем шток переключения III — IV передач, чтобы вынуть (с помощью отвертки) промежуточный блокирующий сухарь.
Вынимаем промежуточный сухарь
Примечание: Вот так выглядят блокирующие сухари: 1 — штока переключения I — II передач (он длиннее); 2 — штока переключения III — IV передач (более короткий).
Снимаем шток переключения III — IV передач, достаем вилку переключения III — IV передач.
Вытаскиваем вилку
Выворачиваем болт, крепящий вилку переключения I — II передач.
Откручиваем болт, крепящий вилку переключения
Вынимаем из корпуса шток переключения I — II передач.
Переворачиваем КПП и вынимаем блокирующий сухарь штока переключения I — II передач (Фото Сухари-1).
Снимаем вилку переключения I — II передач.
Затем первичный вал целиком и достаем игольчатый подшипник.
Ослабляем при помощи ударной отвертки затяжку винтов, крепящих стопорную пластину промежуточного шарикоподшипника вторичного вала, а так же оси шестеренки заднего хода, затем выворачиваем винты.
Ослабляем затяжку винтов ударной отверткой
Разворачиваем стопорную пластину, чтобы вытащить ее из паза на оси, на которой сидит промежуточная шестеренка заднего хода.
Снимаем ось, на которой крепится промежуточная шестеренка заднего хода.
Разжимаем стопорное кольцо, фиксирующее промежуточный шарикоподшипник вторичного вала с помощью съемника для стопорных колец и снимаем его.
Вынимаем шпонку из вторичного вала.
Снимаем промежуточный подшипник, используя отвертку как рычаг.
Подаем вал (вторичный) назад и достаем его вверх передним концом.
Выпрессовываем задний подшипник того же вала из крышки КПП, слегка ударяя молоточком по наружной обойме подшипника.
Выпрессовываем задний подшипник из крышки
Предупреждение: Не теряйте дистанционное кольцо, установленное между роликоподшипником и сальником.
Извлекаем сальник роликоподшипника вторичного вала из крышки КПП.
Устанавливаем в тиски целиком блок шестеренок заднего хода и 5-той передачи, спрессовываем шарикоподшипник при помощи крупной отвертки, прикладывая усилие к внутреннему кольцу.
Спрессовываем подшипник отверткой
Теперь, когда коробка разобрана, тщательным образом промываем в керосине либо дизельном топливе все детали, затем внимательно их осматриваем.
Зубья шестеренок и муфт не содержат сколов, трещин, заусенец и задиров, выкрашивания поверхностей и видимого износа.
Все поверхности валов, штоков и осей переключения — гладкие, без раковин, задиров, явного износа.
На корпусе смотрите наличие трещин, забоин (их быть не должно), а в посадочных местах подшипников – следов проворачивания и износа.
Недопустимо наличие на шлицах валов коррозии, следов заедания и смятия.
Малозначительные повреждения устраняем мелкой наждачной бумагой, затем полировкой, но в идеале замена всех поврежденных деталей новыми.
Подшипники качения, роликовые и шариковые, устанавливаются назад только в идеальном состоянии, на дорожках, шариках и роликах недопустимы маломальские дефекты, радиальный люфт допускается не выше 0,05миллиметров.
Сепараторы не содержат разрывов, соприкосновений колец или оплавленных фрагментов (для пластмассовых).
Для коробки с пробегом, превышающим 120 тысяч километров, производится ремонт с разборкой,
Подшипники полностью заменяются на новые, в независимости от состояния, особенно при сильных повреждениях шестерен или переключающих муфт.
Манжеты тоже ставятся новые.
Производя сборку, смазываем детали, в том числе гнезда подшипников, сами подшипники с помощью трансмиссионного масла, стыки корпуса и крышек мажутся тонким слоем автомобильного герметика, все детали переключающего механизма – ШРУС-4.
Пружинка штока на вилке заднего хода обладает большей жесткостью, и более черная на вид.
Рабочая поверхность всех манжет перед установкой, мажется смазкой Литол-24 тонким слоем.
После того, как все дефекты выявлены — детали заменяем на новые. Производим сборку в обратном порядке. Для ваз 2106 ремонт коробки передач завершен. Дополнительно рекомендуем вам посмотреть видео.