Корзина, выжимной подшипник и ведомый диск сцепления ваз 2109
Агрегат «сцепление» осуществляет кратковременное отсоединения двигателя (мотора) от трансмиссии, плавное их соединение при включении — выключении передач, а также предохраняет все детали трансмиссии от чрезмерных перегрузок, мягко гасит колебания. Если, автомобиль начинает трясти либо он пробуксовывает, когда вы отпускаете педаль сцепления, либо вдруг возникают посторонние шумы, треск, скрежет – значит, необходим ремонт сцепления ваз 2109. Ремонт на станции техобслуживания обойдется в круглую сумму, поэтому каждый владелец, разбирающийся в технике, способен выполнить эту процедуру своими руками. Вы тоже научитесь, прочитав нашу статью, и сможете сэкономить свои деньги.
Возможные причины неполадок
Посторонние звуки, скрежет, пробуксовка — все это лишь признаки неисправности сцепления. А нам важнее понять причины:
Растянулся трос сцепления
Сильный износ самой поверхности ведомого диска (до заклепок)
Появление на ведомом диске трещин и изъянов (например, разрушение накладок)
Сломались либо согнулись пружины диафрагмы
Поломка либо прогиб лепестков ведущего диска
Появилась выработка маховика
Износился выжимной подшипник
Погнулась вилка сцепления
Простым поверхностным осмотром эти неисправности не выявить – придется разбирать.
Снимаем и разбираем сцепление
Начинаем со снятия троса (он не требует снятия коробки):
Вооружившись стандартным набором инструментов, заезжаем на эстакаду, либо подъемник, можно на яму
Снимаем клеммы с аккумулятора
Сначала вывешиваем передок машины, откручиваем и снимаем колеса
Затем отключаем, а провод массы от корпуса коробки передач
Снимаем трос сцепления. Операция несложная:
Сначала отверните все регулировочные гайки
Затем внимательно осмотрите систему сцепления, постарайтесь запомнить расположение ее деталей
Потом извлекаем из кронштейна нижний наконечник троса
Откручиваем регулировочные гайки, извлекаем нижний конец тросика из кронштейна
Отсоединяем тросик от рычага вилки сцепления
Затем снимаем стопорную скобку с пальца педали, расположенной внутри салона
Отсоединяем наконечник тросика от педали
Снимаем стопор и отсоединяем тросик от педали
Со стороны двигательного отсека вынимаем резиновую подушку, которая стоит в отверстии в щите передка
Затем вытягиваем в сторону двигательного отсека через это отверстие наконечник троса
Полностью вынимаем трос сцепления, осматриваем, при необходимости устанавливаем новый
Убедитесь, что втулка, расположенная между резиновыми подушками входит в кронштейн, расположенный на коробке передач, в противном случае вы повредите резьбу
После установки обязательно отрегулируйте привод сцепления
Если вся проблема заключалась в тросике, ремонт завершен, однако чаше проблема находится гораздо глубже.
Снимаем коробку
Чтобы добраться до остальных деталей сцепления, придется снимать коробку передач, наша инструкция вам поможет:
Снятие коробки начинаем со снятия стартера(см. Ремонт стартера Ваз 2109 своими руками – возможность неплохо сэкономить)
Выкручиваем три гайки, которыми он крепится (одна из них располагается с обратной стороны корпуса стартера)
Не забываем открутить все провода и клеммы
Ослабляем хомут привода переключения передач, сдергиваем его
Снимаем тросик спидометра
Снимаем колодку провода датчика заднего хода
Откручиваем крепления растяжек
Открутив гайки крепления растяжек, отводим их (растяжки) в стороны.
Далее выпрессовываем из поворотного рычага палец опоры
Предварительно вытаскиваем шплинт и откручиваем гайку
Выкручиваем два болта, чтобы отсоединить от поворотного кулака весь шарнир
Выдавливаем монтировкой наконечник внутреннего шруса
Заглушаем отверстие в коробке, иначе разольется масло при снятии
Переходим к корпусу сцепления:
Чтобы снять нижнюю защиту, откручиваем три болта
Обязательно опираем мотор и коробку на подставки либо бруски, или вывешиваем агрегат с помощью лебедки
Сначала откручиваем заднюю опору, а затем левую
Теперь переходим к самой коробке:
Снимать коробку в одиночку не рекомендуется, лучше позовите помощника
Откручиваем крепления корпуса коробки (три болта и гайка)
Стаскиваем КПП строго по горизонтали, не задеваем при этом первичным валом лепестки нажимной пружины (если сломать их, возрастет цена ремонта)
Аккуратно ставим коробку на пол, убираем, чтоб не мешала под ногами
Вилка и нажимной подшипник
Вилка сцепления ваз 2109
После снятия коробки передач, снимаем вилку и подшипник, для этого:
Отверткой аккуратно поддеваем защитный чехол
Достаем чехол из отверстия в корпусе коробки
Порванный, либо потерявший упругость чехол заменяем
Плоскогубцами, сжимаем лепестки фиксатора с внутренней стороны корпуса сцепления и одновременно подцепляем отверткой снаружи, чтобы вынуть пластмассовую втулку на оси вилки сцепления
Если втулка изношена, либо повреждены лепестки ее фиксатора, заменяем втулку
Приподнимаем вилку сцепления, и выводим ось вилки из втулки, которая запрессована в корпус сцепления
Снимаем вилку сцепления, выводим ось, затем рычаг через отверстие в корпусе сцепления.
Снимаем концы пружинки с лапок муфты подшипника, концы отжимаем отверткой
Пружина, прижимающая муфту подшипника к вилке
Снимаем выжимной подшипник с направляющей втулки
Осматриваем состояние вилки, если лапки погнуты, либо имеют выработку, вилку следует заменить
Заклинивший, плохо вращающийся, скрипучий подшипник подлежит замене
Если муфта подшипника имеет сколы, повреждения лапок, или посадочного места под подшипник, она подлежит замене
Устанавливаем назад вилку с подшипником
Разбираем сцепление
И так переходим к разборке и дефектовке сцепления:
Теперь нам потребуется специальная оправка, чтобы не выпал наш ведомый диск
Вместо нее вполне годится старый первичный вал
Зафиксируем прочной отверткой ведущий диск, от проворачивания
Выкручиваем все болты, крепящие корзину
Вставляем оправку, и снимаем все сцепление в сборе
Совет 1: При откручивании болтов, крепящих корзину сцепления, застопорите маховик при помощи отвертки. Установите болт ля лучшего упора отвертки
Совет 2:Снимать корзину сцепления можно и без помощи оправки, при этом лишь надо придерживать ведомый диск, во избежание его выпадения из кожуха сцепления, она понадобится при постановке корзины на место. Оправку надо либо выточить (заказать) по форме и диаметру первичного вала либо использовать старый первичный вал
Вставляем оправку в отверстие для первичного вала (фото внизу)
Откручиваем болты, крепящие корзину сцепления к маховику (смотри советы 1 и 2)
Откручиваем корзину сцепления
Снимаем аккуратно кожух сцепления с ведомым диском
Осматриваем ведомый диск
Так выглядит ведомый диск ваз 2109
Проверяем износ его фрикционных накладок. Заменяем фрикционные накладки либо ведомый диск целиком в случаях:
Углубление головок заклепок менее 0,2миллиметра
Замаслена поверхность накладок
Заклепочные соединения ослаблены
Наблюдаются трещины и выкрашивание накладок
Проверяем надежность крепления демпферных пружин, находящихся в гнездах ступицы снятого ведомого диска:
Если они сломаны, диск необходимо заменить
Если вы обнаружили коробление диска, то проверьте его на биение
Когда значение биения более 0,5миллиметра, заменяем диск
Осматриваем трущиеся поверхности маховика и снятого нажимного диска:
Не допустимо наличие глубоких рисок, забоин, задиров следов перегрева и износа