Ваз 21099 коробка передач: делаем ремонт самостоятельно
1 Конструкции КП автомобиля ВАЗ 21099
1.1 Причины, вызывающие неисправность КП и методы их устранения
2 Подготовка к капитальному ремонту коробки передач автомобиля ВАЗ 21099
2.1 Как снять коробку передач
2.2 Как разобрать коробку передач автомобиля ВАЗ 21099
2.3 Как собрать коробку передач после ремонта
Фото общего вида автомобиля ВАЗ 21099
На автомобиле ВАЗ 21099 установлена коробка передач четырех или пяти ступеней, что зависит от комплектации, у которых на всех передачах, только не задней, имеются синхронизаторы. Помимо этого КП объединена с дифференциалом.
Конструкции КП автомобиля ВАЗ 21099
Итак:
На первичном валу поз. 23 (рис. 1) расположен блок ведущих шестерен, которые постоянно находятся с ведомыми шестернями передач в зацеплении, при движении вперед.
На вторичном валу поз. 33 расположены ведомые шестерни на игольчатых подшипниках. На нем же расположены два синхронизатора.
Вторичный вал изготовлен совместно с ведущей шестерней основной передачи. Двухсателлитный дифференциал, к фланцу коробки которого прикреплена ведомая шестерня поз. 34 основной передачи.
Рисунок 1. Основные узлы и детали коробки передач автомобиля ВАЗ 21099
Подшипники дифференциала устанавливаются с натягом, который регулируется подбором разной толщины колец поз. 4.
Совет: При эксплуатации автомобиля ВАЗ 21099 в черте большого города, когда требуется частое переключение передач, лучше применять моторное масло, обеспечивающее больший ресурс синхронизаторов. На автотрассах, где переключение скоростей редкое, предпочтение отдается трансмиссионному маслу, увеличивающему ресурс шестерен и подшипников, хотя долговечность синхронизаторов немного снижается.
Причины, вызывающие неисправность КП и методы их устранения
Для каждого автомобиля есть справочник по уходу за ним, где имеется определенная инструкция по устранению некоторых неполадок. Итак:
Шум в КП.
Причинами могут быть:
износ зубьев на шестеренках;
износ подшипников;
возможно, понизился уровень масла в коробке.
Устранение неисправностей:
доливается масло;
меняются изношенные детали и подшипники;
при необходимости заменятся поврежденные сальники.
Возникают трудности при переключении передач.
Причинами могут быть:
не полностью выжимается сцепление;
произошла деформация тяги, управляющей механизмом осуществляющим переключение передач;
деформация реактивной тяги;
ослабились винты крепящие шарнир или рычаг штока выбирающего передачи;
вышел из строя уплотнитель валика привода спидометра:
произошло ослабление крепления картера или крышки на КП;
повредился герметик под крышкой;
ослабилось крепление, которое закрывает сливное отверстие.
Устранение причин:
необходимо заменить: сальники, герметик, прокладки;
подтянуть болты и гайки;
подтянуть сливную пробку.
Совет: Если при ремонте коробки передач замене подлежали: картеры КП или сцепления; подшипники дифференциала или его корпус, то даже при замене одного устройства, должны подбираться регулировочные кольца подшипников дифференциала.
Подготовка к капитальному ремонту коробки передач автомобиля ВАЗ 21099
Разобрать коробку передач для проведения диагностики поломки можно выполнить своими руками. Существуют определенная последовательность снятия коробки передач с машины и разборка устройства.
Как снять коробку передач
Перед работой отключаются клеммы аккумуляторной батареи, сливается масло с КП. Итак:
Откручиваются болты, и снимается защита картера.
От картера сцепления отсоединяется провод «массы».
На тросе привода сцепления, его наконечнике, необходимо ослабить затяжку гаек.
С рычага сцепления снимается наконечник троса.
От тягового реле отсоединяется колодка.
Отсоединяется провод от тягового реле стартера.
Снимается стартер.
Отсоединяется от наконечника шарнира тяга привода, осуществляющая переключение передач.
От привода спидометра отсоединяется трос.
Раскручивается крепеж шарового шарнира тяги руля.
Выпрессовывается палец шарнира тяги руля из поворотного рычага стойки.
Отсоединяется от поворотного кулака шарнир рычага подвески.
Выдавливается и отводится в сторону от КП хвостовик внутреннего ШРУСа привода передних колес.
Отсоединяется второй ШРУС.
Снимается щиток картера сцепления.
Освобождается коробка передач от крепления к двигателю.
Снимается коробка передач.
Окончательное отсоединение коробки передач
Совет: Перед снятием КП необходимо ее отвести в горизонтальной плоскости от двигателя и после этого вывести из зацепления первичный вал. Нельзя повредить лепестки пружины сцепления.
Как снять коробку передач хорошо видно на видео.
Как разобрать коробку передач автомобиля ВАЗ 21099
Существует определенная последовательность разборки коробки передач. При выполнении работы самостоятельно цена ремонта будет меньше. К тому же многие неисправности может устранить и сам владелец автомобиля. Итак:
Очищается и отмывается наружная поверхность устройства.
Устанавливается КП в вертикальное положение.
Снимается задняя крышка.
Снимается кронштейн троса сцепления.
С помощью резинового молотка сбивается задняя крышка с коробки передач.
С вторичного вала снимается ведомая шестерня пятой передачи.
Вытаскивается на игольчатом подшипнике упорное кольцо.
Снимается у шестерни пятой передачи игольчатый подшипник.
С первичного вала удаляется ведущая шестерня.
Снимается пластина подшипника.
С вторичного вала удаляются втулка игольчатого подшипника и упорная шайба.
Вытаскивается фиксирующее подшипник первичного вала кольцо, затем такое же кольцо вторичного вала.
Отворачивается пробка фиксатора.
Аккуратно вынимается вместе с пружиной шарик фиксатора. Затем еще два фиксатора.
Снимается задняя опора силового агрегата автомобиля ВАЗ 21099.
Отворачивается пробка фиксатора заднего хода. Извлекается после наклона коробки шарик фиксатора вместе с пружиной.
Раскручиваются болты крепления картера сцепления и картера КП.
Аккуратно разъединяются оба устройства. Для этого в картерах есть специальные пазы, куда можно вставить конец отвертки и постепенно покачивая ее рассоединить устройства.
Снимается картер КП.
Разъединение картера КП и картера сцепления
Отворачивается болт, который крепит вилки для переключения первой и второй передач.
Вместе с вилкой снимается шток.
Отворачивается болт, который крепит вилки для переключения третьей и четвертой передач.
Головка штока выводится из зацепления с рычагом и вместе с вилкой снимаются с коробки.
Как собрать коробку передач после ремонта
После того как будут проведены все работы по замене изношенных деталей, очищены старые от грязи и масла начинается сборка узла в последовательности обратной разборке.Все резьбовые детали и отверстия в корпусе обезжириваются. Затем на них наносится герметик. Рабочая поверхность сальников смазывается тонким слоем Литол-24. Силиконовым герметиком смазывается наружная поверхность сальников. На вторичном валу заменяются стопорные кольца на ступицах синхронизаторов.Запрессовываются шариковые и роликовые подшипники. Сборка ступицы и скользящей муфты начинается с нанесением пластичной смазки на фиксатор и вкладывания его в сухарь, который затем ставится в ступицу. В скользящей муфте напротив фиксатора должно находиться самое глубокое гнездо. Синхронизатор собирается таким образом, чтобы выступы меньшей высоты блокирующих колец находились против пазов ступицы под пружины фиксаторов. Шестерни и сателлиты смазываются маслом при сборке дифференциала.