Как правило, стартер на автомобиле любой марки выполняет одну из важнейших функций. Это настоящий электродвигатель, без которого мотор автомобиля полноценно не запустится. Слово стартер английское, что в переводе на русский так и означает start – пуск. Как работает стартер? Сразу же, после поступления тока в устройство, он начинает работать и подает крутящий момент дальше к двигателю. Принцип работы прост, только нередко случается, что стартер выходит из строя. Об этом мы поговорим в данной статье. Попробуем разобрать его схему и починить своими силами.
стартер
Как распознать неисправность стартера
Как известно, новый автомобиль без поломок способен проработать около пяти лет. Затем уже может выйти из строя любая «запчасть», в том числе и стартер. Определяется его неисправность довольно просто. Даже не обязательно везти автомобиль в сервис обслуживания, чтобы это понять. Машина не заводится, либо стартер самопроизвольно выключается. Часто слышны бывают постукивания или нехарактерные звуки. Многие юные и неопытные автомобилисты не обращают внимания на эти нюансы и продолжают ездить. А это непосредственно влияет на стартер и если, его можно было еще спасти, то после этого он может стать практически негодным. Бывалые шофера такого не допускают. Они тщательно следят за своим автомобилем и при обнаружении таких симптомов, сразу же приступают к действию.
Ремонт стартера
Ремонт стартера ваз 2110 проводится сразу же, после обнаружения проблемы. Нужно вооружиться терпением, необходимыми инструментами и для начала узнать про его схему.
схема стартера ваз 2110
Автомобильный стартер Ваз 2110 представляет собой небольшой четырехполосный электродвигатель. Он, как и говорилось выше, обеспечивает первичное вращение коленвала. В среднем три кВт энергии бывает достаточно, чтобы запустился бензиновый двигатель на ВАЗ 2110. Ремонт стартера бывает необходим, когда устройство не в состоянии обеспечивать работу двигателя при этом. Сам стартер является двигателем постоянного тока, который питается непосредственно от батареи.Конструкция стартера имеет 4 щетки, благодаря которым электродвигатель увеличивает свою мощность, получая питание.
щетки стартера
Среди других основных деталей и элементов стартера можно выделить:
вал привода;
шестерню с внутренним кольцом обгонной муфты;
опору вала привода с вкладышем;
якорь реле;
обмотку;
щеткодержатель;
постоянный магнит;
сердечник якоря и многое другое.
Виды стартеров
Как правило, стартеры бывают двух видов: с редуктором и без него. Мастера советуют использовать первый вариант (на Ваз 2110 стоит именно такой). Подобное устройство потребует меньше тока для нормальной работы и будет обеспечивать кручение коленчатого вала при слабом аккумуляторе. Но длительное использования такого вида стартера приводит к его быстрой поломке. Выходит из строя вращающая шестерня. Что касается стартера без редуктора, то он непосредственно посылает поступательное движение на шестерни. Устройства данного типа имеют некоторые преимущества перед стартерами с редуктором. Они просты в конструкции и легко поддаются ремонту.
Демонтаж
Для того чтобы приступить к ремонту стартера, необходимо его снять. Посмотрим на схему его соединения ниже:
схема соединения стартера
Ваз 2110, ремонт стартера которого осуществляется своими руками, желательно поднять на эстакаду или яму. Можно и поставить машину на домкрат, чтобы было удобнее работать. По схеме видим, что стартер получает питание от аккумуляторной батареи 1. Кроме этого, на схеме виден генератор 2, выключатель 4 и сам стартер 3. Итак, приступаем к демонтажу, но не забываем снять брызговик двигателя:
провод «минуса» отсоединяем от аккумуляторной батареи;
отсоединяем провод управления от тягового реле стартера;
ключом на «13» отворачиваем гайку провода «плюс» на реле:
снимаем его;
ключом на «15» (он редко встречается и можно использовать головку), откручиваем 2 гайки, фиксирующие стартер с картером сцепления;
снятие стартера
снятие стартера;
головкой на «10» откручиваем гайку нижнего вывода тягового реле;
освобождаем вывод наконечника провода;
головкой на «8» отворачиваем два болта на тяговом реле;
снимаем его.
Разбор деталей и их ремонт
Обратите внимание, что тяговое реле бывает соединено с передней крышкой стартера особым способом: между ними стоит уплотнитель-прокладка. Нужно ее вынуть и затем снять пружину и якорь тягового реле. Идем дальше:
ключом на «10» отворачиваются две стяжные шпильки;
снимается якорь со шпильками и статор;
снимается вал якоря центральной шестерни;
крестообразной отверткой отворачиваем два винта;
убираем заднюю крышку;
снимаем щеткодержатель;
вытаскиваем якорь из статора;
отворачиваем регулировочную шайбу с оси якоря;
снимаем опору вала якоря (делается это при помощи отвертки или тонкого металлического стержня).
снятие опоры якорного вала
Этим не заканчивается демонтаж на автомобиле Ваз 2110. Стартер, ремонт которого связан непосредственно с его полным демонтажем и разборкой деталей, следует тщательно осматривать в процессе разборки.
Продолжаем:
вынимаем маленькой отверткой две стяжные шпильки (их в принципе, убирать и не нужно, то так удобнее будет снять редуктор и привод);
вынимаем три шестерни редуктора (часто выходит из строя стартер именно из-за того, что у данных шестерен бывают повреждены зубья или подшипники игольчатого типа – если это так, то детали заменяются и стартер проверяется на нормальную работу).
три шестерни редуктора
Продолжаем, если шестерни в порядке:
вынимаем редуктор с приводом, нажимая на шестерню стартерного привода;
снимаем опору с уплотнителем с рычага;
отделяем уплотнитель от опоры (тщательно осматриваем опору на наличие повреждений или изношенностей на пластмассовой поверхности – если она деформирована или затвердела резиновая прокладка, следует провести замену);
сбиваем со стопорного кольца ограничительное кольцо (работаем молотком и подходящей оправкой);
снимаем стопорное и ограничительное кольцо (действуем аккуратно, дабы они не слетели и потерялись).
Внизу на фото видно, как это нужно делать:
снятие стопорного и ограничительного кольца
Продолжаем разборку своими руками:
снимаем привод в сборе;
откручиваем стопорное кольцо рычага;
снимаем рычаг с поводком и шайбой;
с помощью отвертки откручиваем пружину рычага;
снимаем рычаг с подводка;
разъединяем их на половинки.
снятие рычага и разъединение половинок
Продолжаем работать, как требует того инструкция:
убираем стопорное кольцо шестерни с внутренним зацеплением;
снимаем опору вала привода;
убираем кольцо с опоры (нужно внимательно осмотреть его на наличие повреждений, деформирований и затвердений – если есть такие, заменить обязательно).
Идем дальше:
снимаем вкладыш с опоры;
выворачиваем два винта;
снимаем щеткодержатель;
поддеваем фиксаторы щеток отверткой;
разбираем щетки, пружины (проверяем все тщательно на наличие порчи и деформирования, сильной обжатости или искривленности);
проверяем изоляционную прокладку щеток (если она порвана, заменяем ее).
Далее осматриваем внимательно якорь и коллектор. Здесь нужно провести несколько операций:
прошлифовать мелкой шкуркой сам якорь (если заметны шероватости или сильно выступают слюды, то можно и проточить на токарном станке);
если на якоре наличествуют ямки и выбоины, нужно заменить якорь (цена на него приличная, кстати);