Ваз 2109: обрыв ремня грм грозит крупными неприятностями
1 Плюсы и минусы ременной передачи
2 Что представляет собой и для чего необходим ремень ГРМ
2.1 Последствия обрыва
2.2 Причины обрыва и как этого избежать
2.3 Как проще контролировать состояние приводного ремешка газораспределения
3 Переходим к замене
3.1 Диагностика деталей газораспределения
3.2 Устанавливаем новый ременной привод грм
Схема работы ремня газораспределения ваз 2109
Любой уважающий себя владелец автомобиля, знакомый с его устройством знает, для чего необходим и где расположен ремень ГРМ, а так же чем грозит на ваз 2109 обрыв грм. Ходит многое множество слухов о том, что обрыв ремешка газораспределения на обычных восьми клапанных моторах (в том числе тех, которые стоят на автомобилях ВАЗ) ничем не опасен, кроме разве что замены самого ремешка, а вот для шестнадцати клапанных моторов неизбежно потребуется капитальный ремонт. На самом деле, если лопнул ремень грм ваз 2109 тут как повезет, от легкого испуга с заменой ремня до капитального ремонта, если повредило поршни. Лопнуть он может весьма неожиданно, и в неподходящее время в неподходящем месте, поэтому во избежание серьезных неприятностей рекомендуем проверять его состояние периодически, менять при первых признаках непригодности.
Плюсы и минусы ременной передачи
Всего около двадцати лет назад в моторах применялся цепной привод газораспределения, а зубчатый ремень, встречался лишь на отдельных моделях машин и вызывал недоверие. Спустя всего несколько лет ременная передача газораспределения стала атрибутом каждого автомобиля. Почему так произошло:
Такой привод оказался намного менее шумным
Имеет небольшой вес и очень простую конструкцию
Однако главным недостатком есть и остается его низкая долговечность — ремни газораспределения часто рвутся
Еще одним неприятным моментом ременной передачи является то, что при продолжительной эксплуатации появляется свист либо сползание ремешка газораспределения
Цепь, в отличие от него, может прослужить не только до капитального ремонта двигателя, но и весь срок его службы
Ременная передача прослужит не дольше, чем 60тыс. километров пробега
Перетяжка ремня газораспределения, зачастую приводит к «слизыванию» его зубцов, как следствие, перекосу его на зубцах, из-за этого мотор работает нестабильно, либо вообще не заводится
Что представляет собой и для чего необходим ремень ГРМ
Ремень газораспределительного механизма (сокращенно ГРМ) — это резиновый (резинометаллический) зубчатый ремешок, с внутренней стороны которого расположены насечки. Он служит для обеспечения синхронизированного вращения распредвала и коленвала в двигателе:
Синхронность работы этих валов имеет большое значение, благодаря правильному согласованию этих деталей мотора, механизм газораспределения обеспечивает — впуск в цилиндры топливной смеси, выброс отработавших газов через систему впускных и выпускных клапанов
Ремешок ГРМ вращает распредвал со скоростью, которая вдвое меньше, чем скорость коленвала
Он подвергается износу в процессе работы, как и все другие механизмы. Заводом изготовителем установлен его эксплуатационный ресурс 50-60тыс. километров, затем его нужно заменить, даже если он не имеет видимых повреждений
Последствия обрыва
Рассмотрим, что происходит в двигателе ваз 2109 при обрыве ремня грм:
Чтобы понять последствия обратимся к физическим и механическим процессам, протекающим в двигателе
Последствия зависят напрямую от конструкции мотора
Чем проще его устройство, тем больше вероятность, что при обрыве ничего не будет повреждено
В том случае, когда на двигателе поршень в положении ВМТ не достает до клапана в максимально открытом положении, это можно считать огромным везением, тогда в случае обрыва, менять приходится только ремешок
Однако далеко всегда удастся отделаться «легким испугом»
Это относится к современным много клапанным моторам, направленным на повышение мощности, поршни в них не имеют глубоких выборок под клапана
Тогда, при обрыве ременной передачи ГРМ, распредвалы останавливаются тут же, в положении, при котором и произошел обрыв
Коленвал, раскрученный маховиком, вращается по инерции еще некоторое время, и открытые клапана встречаются с поршнями
В лучшем случае ожидаемый результат – загиб клапанов
Понадобится снять и разобрать головку блока
Когда обрыв происходит на холостых оборотах мотора, вероятнее всего заменить потребуется не более трех-четырех клапанов
Если эта неприятность произошла на передаче – тогда, цена вопроса замена клапанов всех
Опытные механики рекомендуют при любом раскладе менять весь комплект клапанов (возможны скрытые дефекты и повреждения, которые всплывут впоследствии)
Могут лопнуть (потрескаться) направляющие втулки клапанов, что грозит заменой либо ремонтом головки блока
Иногда от удара по головкам клапанов повреждаются поршни
Причины обрыва и как этого избежать
Причин обрыва существует множество, остановимся на самых распространенных:
Естественный износ в процессе работы, старение ремешка, либо плохое качество изначально (брак)
Выход из строя в результате попадания масла и грязи
Заклинивание водяной помпы
Попадание под зубья различных посторонних предметов
Самопроизвольное заклинивание либо отпускание ролика – натяжителя
Заклинивание коленвала
Заклинивание распредвала
Чтобы не лопнул ремень грм на ваз 2109 вам необходимо ежедневно контролировать состояние ременной передачи:
Прислушиваться к работе мотора, при подозрительном шуме со стороны привода газораспределения, глушить мотор и искать причину шума, при необходимости – выполнят своевременную замену
Не стоит рисковать и превышать отведенный ресурс. Важно знать, что лучше сменить ремень газораспределения несколько раз, чем ремонтировать потом двигатель
По техническим рекомендациям его замену необходимо выполнять через 50-60тыс. километров пробега
Исключением являются «фирменные» ремни хорошего качества, однако не стоит слепо доверять раскрученной марке
Важно, чтобы приводной ремешок газораспределения был равномерно натянут: не «пищал» от чрезмерного натяжения и не провисал на некоторых участках
Многие любители считают, что вреда от этого не будет, (притрется, приработается), вам следует знать, что это сказки – корд внутри имеет предел растяжения и со временем он лопнет
Если вы его несколько раз подтягивали, но он снова слабеет и растягивается – лучше его заменить
Обращайте внимание на лампочку давления масла, расположенную на приборной панели – если она светится, это означает наличие неполадок
Необходимо внимательно следить за сальниками, чтобы не было течи масло, когда масло попадает на привод газораспределения – с этого начинаются проблемы
Не стоит регулярно заводить машину «с толкача» — приводной ремешок плохо переносит такие рывки
Зачастую он рвется, не пройдя 20 – 30 тысяч километров пробега именно потому, что машину заводили таким способом
Важно знать, что нет никакой гарантии, что в дальней дороге не придется менять ремешок привода газораспределения
Лучше произвести замену своевременно, чтобы потом не решать невыполнимую задачу — как его заменить при отсутствии помощника и каких либо нужных инструментов, и где брать новый на замену
Всегда полезно иметь в автомобиле комплект инструментов и домкрат на случай различных непредвиденных ситуаций
Как проще контролировать состояние приводного ремешка газораспределения
В процессе работы, а особенно первые дни после замены (а так же замены какого-либо иного компонента привода газораспределения) все настоятельно рекомендуют наблюдать за состоянием и поведением приводного ремня. Он закрыт кожухом, снимать кожух каждый день – весьма хлопотное дело, наша инструкция подскажет, как сделать проще:
Для ежедневного наблюдения за приводным ремнем рекомендуем прорезать небольшое окошко в верхней части кожуха ремня
Небольшой прорез верхней части кожуха, чтобы наблюдать за приводным ремнем
Теперь вы легко можете следить за состоянием ремня, своевременно обнаружить появление трещин, задиров, «подгрызание» краев и заблаговременно принять меры, а не дожидаться обрыва
Переходим к замене
Чтобы поменять ремень своими руками, нам потребуется стандартный набор инструментов. Замена ремня грм ваз 2109 при обрыве, если все другие механизмы уцелели, выполняется в таком порядке. Итак:
Отключаем клеммы от АКБ (аккумуляторной батареи)
Чтобы получить доступ к ременному приводу, необходимо снять кожух, который предохраняет ремень от попадания на него грязи
Кожух прикреплен тремя болтами
Выкручиваем болты, и снимаем кожух
Выкручиваем болты, крепящие кожух и снимаем его
Следующий шаг- снятие ременного привода генератора
Для получения доступа к деталям привода газораспределения, нам необходимо будет снять шкив генератора
Отпускаем верхний болт на, затем ослабляем нижний болт кронштейна генератора и легко отводим генератор к мотору
Ремешок генератора ослаб и теперь его можно легко извлечь
Далее, выставляем по меткам газораспределительный механизм
Первым делом, устанавливаем коленвал по метке
Прокручивая коленвал, смотрим через лючок, расположенный на кожухе сцепления, что бы отметка на кожухе совпадала с отметкой на маховике коленвала
Внимание: Так как ременная передача у вас оборвана, вам нужен помощник, который будет вращать распредвал, пока вы вращаете коленвал, во избежание повреждения клапанов
Выставляем коленвал по отметкам, через лючок на кожухе сцепления
Совпадение этих отметок означает, что поршень, расположенный в первом цилиндре стоит в положении ВМТ и при установке нового ремня грм, будет гораздо легче отрегулировать газораспределение
Чтобы согласовать газораспределительный механизм, который вращается медленнее коленвала вдвое, нужно, что бы отметка на шестерне вала газораспределения совпадала с отметкой на кожухе
Когда все валы выставлены по отметкам, можно приступать к замене ременного привода грм
Снимаем порванный ремешок, вернее то, что от него осталось
Отпускаем ролик – натяжитель
Отпускаем ролик — натяжитель
Что бы надеть новый приводной ремешок на шестерню коленчатого вала, необходимо снять шкив генератора
Воспользуемся накидным ключом, чтобы отвернуть болт, крепящий шкив
На фото ниже показано, как зафиксировать шкива отверткой от проворачивания
Снимаем шкив привода генератора, открутив болт, и фиксируя его от проворачивания отверткой
После снятия шкива, можно свободно надевать новый приводной ремешок
Диагностика деталей газораспределения
Так как менять ременной привод приходится после его обрыва, прежде чем установить новый привод газораспределительного механизма, обязательно обратите внимание на состояние всех деталей, а именно, состояние шестерен, водяного насоса (помпы) и натяжного ролика:
Водяной насос (помпа), работает от ременной передачи грм и заводом изготовителем рекомендует заменить водяной насос вместе с заменой ременной передачи
Почему именно так? Представляете ситуацию, когда вы только что заменили ремешок грм, проехали несколько тысяч километров и тут ломается водяной насос
Вам опять надо лезть под капот, разбирать всю систему заново, потом менять помпу и регулировать все, это ненужные проблемы и даром потраченные нервы
Вдруг помпа начнет немного подтекать? Тогда тосол (антифриз) попадает на ременную передачу грм, что приводит к быстрому износу ее
Если вам позволяют средства, непременно меняйте помпу
Чтобы правильно выполнить замену помпы, рекомендуем найти статью по замене помпы ваз, а еще лучше видео
Однако часто случается ситуация, когда средства ограничены, на замену помпы не хватает, тогда ограничиваемся внимательным осмотром ее
Попробуем пошатать вал помпы за шестерню, если не обнаружили люфта, и помпа крутится без хрустов и скрипов, тогда помпу можно не менять
Ролик — натяжитель нуждается в замене непременно
Так как в нём находятся подшипники, они смазываются один раз (на заводе) и смазки, хватает до следующей замены ремешка грм
Что бы снять ролик — натяжитель, нужно лишь отвинтить полностью гайку крепления и снять его со шпильки
Под натяжным роликом расположена регулировочная шайба, будьте внимательны, не потеряйте ее
Теперь переходим к шестеренкам газораспределительного механизма:
Внимательно осмотрите их зубья на предмет повреждений
Если вы заметили картину как на фото снизу, то шестерни необходимо заменить
Слизанные зубья шестерни ГРМ, шестерню непременно нужно менять
Следует так же обратить внимание на сальники коленчатого и газораспределительного валов
Устанавливаем новый ременной привод грм
Направления движения у ремешка нет, но рекомендуется устанавливать его цифрами и буквами к себе, если стоять к правому крылу лицом, то цифры и буквы на нем должны быть к вам, а не вверх ногами. Теперь порядок надевания:
Сначала надеваем ремень за нижнюю шестеренку и, удерживая его от проворачивания, надеваем его за верхнюю шестеренку с некоторой натяжкой, что бы он не провисал
Далее, заводим ременной привод за шестеренку помпы и натягивающий ролик
Потом устанавливаем шкив генератора
Осталось только подтянуть ролик – натяжитель
Для этого существует специальный ключ, однако народные умельцы ухитряются сделать все без него
Натягиваем ролик ключом и отверткой, если нет специального ключа
Натяжка регулируется так:
Прикладываем небольшое усилие пальцев, выкручиваем ремень, он должен выкручиваться на 90 градусов, не более. Это оптимальная натяжка ременной передачи
Проверяем пальцами натяжение ременной передачи
Теперь проворачиваем несколько раз мотор (ключом за болт крепления шкива) и проверяем, что отметки на маховике и шестерне вала газораспределения совпадают
Если отметки не совпадают, вам надо снова снять ремешок и отрегулировать валы по отметкам
Если же после повторного прокручивания мотора отметки совпадают, можете запустить двигатель
Если, после запуска двигателя, ремешок начинает сползать — причиной сползания оказывается подогнутая шпилька ролика – натяжителя, ее следует заменить
Ролик стоит из-за нее немного наперекосяк, и ремешок сползает от этого
Причиной может быть как обрыв, так и перетяжка ременной передачи
Относитесь к этому внимательно, из-за такой мелочи у вас может возникнуть куча проблем, некоторые подкладывают под ролик натяжитель тонкие прокладки полукольцами, вырезанные из пивных банок, но решение проблемы — это замена шпильки
Установите на место защитный кожух
Далее надевайте ремень привода генератора и непременно отрегулируйте натяжение его
Когда вы поняли, чем грозит двигателю и вам обрыв ременной передачи, вам стоит воспользоваться нашими рекомендациями и предотвратить обрыв, не доводить машину до такого состояния.