Замена сальника распредвала ваз 2109 выполняется по тем же самым причинам, что и замена переднего либо заднего манжета коленвала, при обнаружении масляных потеков. Если вы обнаружили следы подтекания масла через сальниковую манжету распредвала, проверьте сначала, систему вентиляции картера (она могла засориться). Возможно, пережаты шланги этой самой системы, в случае необходимости прочистите систему. Если после этого течь масла не прекратилась, значит, замена сальника распредвала на ваз 2109 решит эту проблему.
Назначение
Что из себя представляет сальник и зачем он нужен? Сальник (резинометаллический манжет) это специальное уплотнение в виде кольца из резины на металлической основе, которое применяется для уплотнения узлов и агрегатов с вращающимися деталями для обеспечения герметичности зазоров между вращающимися и неподвижными и деталями. Основное предназначение манжета – не допустить утечки смазочной жидкости. Кроме этого, вспомогательное назначение сальника – это защита агрегата от попадания влаги, пыли и грязи. Выполнить его замену своими руками вам не составит труда.
Инструмент
Необходимый минимум инструмента:
Ключ накидной «17»
Головка «10», с удлинителем
Плоская (шлицевая) отвертка
Молоток
Оправка для сальника
Приступаем к замене манжета
Чтобы заменить сальник распредвала ваз 2109, делаем следующие операции:
Отсоединяем провода от аккумуляторной батареи
Устанавливаем поршень(см. Замена поршней на Ваз своими силами), расположенный в первом цилиндре в точку ВМТ
Поршень, находящийся в первом цилиндре в ВМТ (означает — верхняя мертвая точка) устанавливается, чтобы при выполнении работ, связанных с газораспределительным механизмом – снятием приводного ремня распредвала, шестерни распредвала и т.п. не нарушался порядок фаз газораспределения
Если нарушить порядок газораспределения — мотор ваз 2109 не будет работать вообще, либо его работа будет желать лучшего и цена вопроса в последствии – капитальный ремонт
Поэтому выставляем ВМТ строго по отметке, находящейся на шкиве распредвала (тогда при установке по отметкам на шкиве коленвала либо маховике в таком положении может оказаться поршень четвертого либо первого цилиндров)
Затем обязательно проверьте в совпадение отметок на маховике или шкиве колен вала (когда вы сняли шкив генератора)
Если отметка на шкиве или маховике не совпадает, это означает нарушение установки фаз газораспределения
Тогда необходимо при снятом приводном ремне распредвала повернуть коленвал до совпадения отметок
Предупреждение: вращайте коленвал исключительно за болт, крепящий к нему шкив (категорически запрещено поворачивать коленвал, вращая его за шкив распредвала – вы можете повредить клапана и поршни). Совет: Поскольку вращать коленвал за болт шкива неудобно без специального ключа, можно это сделать другими способами:
Включаем любую передачу (а лучше всего четвертую) и медленно катим машину до совпадения отметки, расположенной на шкиве распредвала и отметки, находящейся на задней крышке приводного ремня распредвала
Включите передачу и вывесите на домкрате (подложив деревянные бруски) любое переднее колесо. Затем вращайте вывешенное колесо вплоть до совпадения отметки, расположенной на шкиве распредвала и отметки, находящейся на задней крышке привода ремня распредвала
Теперь, когда фазы газораспределения выставлены правильно, замена сальника на распредвале ваз 2109 продолжается:
После этого необходимо отпустить ролик натяжитель и снять ремень
Чтобы вал у нас не вращался, через отверстие в шкиве пропустите головку «10» с удлинителем и наденьте ее на гайку, крепящую заднюю крышку приводного ремня ГРМ (фото ниже)
Откручиваем болт, крепящий шкив, фиксируем шкив от вращения надев головку «10» с удлинителем на гайку, крепящую заднюю крышку кожуха приводного ремня
Затем снимаем шкив распредвала
Шпонку шкива, чтобы не потерять, достаем из паза распредвала
Извлекаем сальник поддев его отверткой
Извлекаем сальник
Прежде чем устанавливать новый манжет, ваз 2109 замена сальников распредвала имеет свои тонкости:
Проверьте, совпадает ли на ваз 2109 размер сальника распредвала со снятым образцом (рекомендуется выбирать новый по маркировке старого, либо смотреть, что рекомендует инструкция по эксплуатации)
Важно: Не многие автолюбители знают, что любой манжет имеет направление вращения, если его перепутать, то он работать не будет
Проверьте его рабочую кромку, на ней не должно быть наплывов резины и вмятин
При обнаружении дефектов, замените сальник, устанавливать дефектный не имеет смысла, он не устранит течь смазки
Теперь устанавливаем на ваз 2109 сальник распредвала
Чтобы легче было установить манжет на место, рекомендуем по периметру его рабочей кромки сделать небольшую фаску при помощи надфиля, кромка будет проще одеваться на распредвал.
Обязательно смазываем трущиеся поверхности манжета моторным маслом и только после этого одеваем его на распредвал
Поправляем кромку при помощи острой деревянной палочки, если кромка подогнулась
Окончательно сажаем сальник на место с помощью молотка и оправки подходящего диаметра либо головки
Сажаем манжет на место с помощью молотка и подходящей оправки либо головки
Выполняем сборку в обратной последовательности
При этом шестеренку распредвала устанавливаем выступающей частью ее ступицы к мотору
Выступающей частью ступицы (на нее указывает красная стрелка) к мотору
На этом замена сальников распредвала ваз 2109 завершена, остался один маленький, но важный нюанс:
Обязательно отрегулировать натяжение приводного ремня распредвала
При правильной натяжке ремень распределительного вала на ваз 2109, поворачивается двумя пальцами (с усилием 15-20 Н) на 90 градусов
Прокручиваем мотор на два оборота коленчатого вала и заново проверяем натяжение ремня
Повторяем регулировку при необходимости
Замена сальников распредвала на ваз 2109 полностью завершена, она не представляет собой ничего особо трудного или невозможного, если какой-то момент вам непонятен, посмотрите видео.