Yes-Cars.ru » Советы

ВАЗ 2108: правильная эксплуатация и ремонт двигателя

ВАЗ 2108: правильная эксплуатация и ремонт двигателя с фото
  • 1 Что делают при капитальном ремонте двигателя на авто ВАЗ 2108
  • 2 Как снять и установить двигатель на авто ВАЗ 2108
    • 2.1 Как разобрать двигатель для капитального ремонта
  • 3 Ремонт блока цилиндров

Общий вид авто ВАЗ 2108

ВАЗ 2108 – это переднеприводнй легковой автомобиль, у которого силовой агрегат расположен поперечно, предназначен для движения по дорогам с твердым покрытием. Цельнометаллический кузов типа хетчбек с тремя дверями.
Третья дверь располагается сзади кузова и служит для погрузки багажа. При транспортировке длинномерный и негабаритных грузов можно сложить заднее сиденье, что увеличивает объем багажного отделения.
Четырехцилиндровые карбюраторные двигатели имеют рабочий объем 1,5; 1,3 или 1,1. В последнее время некоторые авто оснащают системами впрыска топлива.
Передний привод обеспечивает лучшую управляемость авто при прохождении поворотов, особенно если дорога скользкая.При длительной эксплуатации машины ВАЗ 2108 происходит изнашивание трущихся поверхностей деталей, ослабляются крепление узлов агрегатов, нарушаются параметры регулировки, изнашиваются резинотехнические изделия, происходят и другие неприятные поломки.
Самое неприятное явление наступает, когда нужно производить на ВАЗ 2108 капитальный ремонт двигателя. В этом случае выполняется полное восстановление и реставрация узла, доведение зазора у сопрягаемых деталей до первоначального состояния.
После того как сделали капремонт двигателя ВАЗ 2108 его ресурс будет составлять 80 – 100 % от нового. В данной статье рассматривается вопрос каким образом сделать капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 своими руками.

Что делают при капитальном ремонте двигателя на авто ВАЗ 2108

При капитальном ремонте можно отремонтировать двигатель качественно, увеличить его мощность, сразу при желании провести тюнинг устройству, установить тюнинговый распредвал, целесообразно в этот период увеличить объем двигателя, когда он разобран.
Основные этапы, которые заключает на ВАЗ 2108 капремонт двигателя это:

  • Снятие узла с автомобиля.
  • Мойка.
  • Разборка.
  • Составление дефектной ведомости.
  • Капитальный ремонт двигателя ВАЗ 21083 выполняется с обязательным ремонтом блока цилиндров. Для этого проверяют прилегание плоскостей и размеры.
    Если нужно блок растачивается в нужный размер, а затем хонингуется.

Альтернативой капремонта является установка другого двигателя.
Преимуществами такой замены будут:

  • Его легче установить своими руками.
  • Установить вместо карбюраторного устройства более современный инжекторный двигатель.
  • Использовать узел с большим объемом.
  • Поставить с разборки двигатель с меньшим пробегом.

К недостаткам можно отнести:

  • Риск, что не получится ожидаемых результатов.
  • Возможность нестыковки номера двигателя с техпаспортом.

Как снять и установить двигатель на авто ВАЗ 2108

Перед началом на авто ВАЗ 2108 ремонта двигателя его нужно снять с автомобиля.
Для этого:

  • Отсоединяется аккумулятор.
  • Сливаются:
  • охлаждающая жидкость;
  • масло из КП;
  • мазывающая жидкость из картера двигателя.
  • Совет: Двигатель нужно снимать вместе с коробкой передач, установив машину на подъемник.

    • Откручиваются крепежные болты и снимается защита картера.
    • Удаляется приемная труба глушителя.
    • Снимается воздушный фильтр.
    • Ослабляется затяжка хомута и отсоединяется от впускной трубы устройства вакуумный шланг, который служит для усилителя тормозов.
    • От картера сцепления отсоединяется провод «массы».
    • После ослабления хомутов отсоединяются шланги от термостата.
    • От центральной клеммы, расположенной на крышке распределителя зажигания, отсоединяется высоковольтный провод.
    • Освобождается колодка, содержащая низковольтные провода, от распределителя зажигания. Для этого нужно отверткой отжать пружинный зажим.
    • После ослабления затяжки хомута от топливного насоса отсоединяется шланг подачи топлива.
    • С рычага привода выключающего сцепление снимается наконечник троса, после ослабления затяжки гаек, которые его фиксируют.
    • От реле стартера отсоединяется колодка с проводами.
    • Отсоединяется провод от тягового реле стартера.
    • Убирается колодка с проводом и провода с генераторной клеммы.
    • Разъединяются контакты на запорном электромагнитном клапане карбюратора.
    • Отсоединяется шланг для слива от карбюратора используемого топлива.
    • Шланг вынимается из пластмассового хомута.
    • Ослабляется болт фиксирующий тягу воздушной заслонки на рычаге для ее управления.
    • Ослабляется крепление оболочки тяги привода этой заслонки к кронштейну.
    • Отсоединяется трос.
    • С сектора привода заслонок дросселя удаляется трос привода акселератора пружинного типа.
    • Снимается возвратная пружина привода этих заслонок.
    • С сектора привода этих заслонок снимается трос привода акселератора.
    • Отсоединяется от крышки клапанов кронштейн удерживающий трос привода акселератора.
    • ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) разъединяется от колодки с проводами.
    • От датчиков температуры охлаждающей жидкости, указывающего давление масла убираются провода.
    • Отсоединяются шланги отопителя, подводящий и отводящий.
    • От наконечника шарнира убирается тяга привода переключения передач.
    • Разъединяются трос и привод спидометра.
    • На коробке передач отсоединяется выключатель света ламп заднего хода.
    • Ослабляются затяжки гаек фиксирующих к рычагам подвески левую и правую растяжки.
    • Откручиваются три болта удерживающие к кузову кронштейн растяжки.

    Совет: Для того чтобы было удобно снять силовой агрегат, растяжки отводятся в сторону.

    • Вынимается шплинт для фиксации гайки, удерживающую шарнир рулевой тяги на поворотном рычаге.
    • Откручивается гайка, крепящая шаровой шарнир рулевой тяги.
    • Из стойки поворотного рычага выпрессовывается палец шарнира рулевой тяги. Для этого используется специальный съемник.
    • Отсоединяется от поворотного кулака шарнир рычага подвески.
    • С помощью монтировки выдавливается хвостовик внутреннего ШРУСа валов привода из КП, который затем отводится в сторону.
    • Вместо шарнира вставляется технологическая оправка (можно использовать старый внутренний ШРУС). Это нужно чтобы полуосевая шестерня не смогла провернуться.
    • Аналогично первому отсоединяется второй ШРУС.
    • Снимается щиток картера сцепления.
    • Ослабляются затяжки болтов и гаек удерживающих к блоку цилиндров картер сцепления.
    • Двигатель цепляется за рамы и натягивается трос тали, как видно на фото.

    Крепление тросов тали к двигателю

    • Откручиваются гайки, удерживающие силовой агрегат к кузову.
    • Двигатель слегка приподнимается. Вытаскиваются болты стоящие с передней опоры двигателя — с правой стороны, затем с левой.
    • Двигатель ставится на подставки.
    • Автомобиль поднимается и из-под него вытаскивается агрегат.

    Совет: Прежде чем опустить двигатель нужно проверить отсоединение от него всех проводов и шлангов.

    Как разобрать двигатель для капитального ремонта

    На авто ВАЗ 21083 капитальный ремонт двигателя после его снятия начинается с полной разборки агрегата.
    Для этого:

    • Двигатель устанавливается на жесткие и прочные опоры.
    • Откручиваются элементы крепления, и снимается стартер.
    • Аккуратно после снятия болтов и гаек отсоединяется коробка передач.

    Совет: Нужно следить, чтобы конец первичного вала со шлицами не опирался на диафрагменную пружину, ее лепестки.

    • В отверстие нажимного диска вставляется оправка.



    Оправка вставляется в отверстие нажимного диска

    • Заблокировав маховик отверткой откручиваются болты фиксирующие к маховику кожух сцепления.
    • Снимается одновременно с ведомым диском и кожух сцепления.
    • С установочных штифтов стаскивается верхняя крышка картера сцепления, которая затем поворачивается и вынимается из-за маховика.
    • Откручиваются болты удерживающие маховик. Снимается стопорная пластина, маховик нужно придерживать.
    • С коленвала удаляется маховик.
    • В верхнюю мертвую точку такта сжатия устанавливается поршень первого цилиндра. Для этого ключом нужно удерживать болт, а коленвал провернуть до совпадения метки на его шкиве и длинной метки на передней крышке.
    • Снимаются наконечники проводов вместе со свечой зажигания.
    • От вакуум-корректора отсоединяется шланг.
    • Откручиваются гайки удерживающие распределитель зажигания.
    • Удаляется кронштейн, на котором крепятся высоковольтные провода.
    • Снимается распределитель зажигания.
    • Отсоединяется от топливного насоса шланг.
    • После откручивания гаек аккуратно извлекается топливный насос. Нужно следить, чтобы не повредилась прокладка.
    • Вместе со штоком осторожно снимается теплоизоляционная проставка.
    • Откручивается болт и убирается корпус привода распределяющего зажигание.
    • Освобождается от крепления и снимается передняя крышка.
    • Ослабляется затяжка гаек удерживающих генератор.
    • Генератор поворачивается к блоку.
    • Снимается ремень привода генератора.
    • Откручивается болт, фиксирующий натяжную планку к блоку цилиндров.
    • Полностью от крепления освобождается и удаляется с двигателя генератор.
    • Откручиваются колпачковые гайки, и аккуратно снимается вместе с уплотнительной прокладкой крышка клапанов.
    • Ослабляются болт, удерживающий шкив распредвала, и гайка натяжного ролика.
    • Проворачивается натяжной ролик после ослабления натяжения ремня.
    • Снимается ремень со шкивов распредвала и водяного насоса, а также натяжного ролика.
    • Вместе с шайбой вынимается шкив распредвала, после откручивания болта, удерживающего его.
    • С помощью съемника, не повреждая сальник, спрессовывается и убирается шкив распредвала. Если нет съемника, можно воспользоваться двумя отвертками.
    • Снимается задняя крышка.
    • Удаляются шкивы коленвала и зубчатый, ремень ГРМ.
    • Отсоединяется от трубы водяного насоса кронштейн.
    • Откручиваются крепежные болты, и снимается головка БЦ, убирается прокладка.
    • Удаляется подводящая труба водяного насоса.
    • Вытаскивается водяной насос.
    • Освобождается от крепления, и снимаются масляный картер и уплотнительная прокладка.
    • Откручивается масляный фильтр.
    • Вынимается из масляного насоса труба приемника, который затем снимается.
    • Удаляются болты, удерживающие масляный насос и сдвигая его с носка коленвала элемент убирают.
    • Отжав отверткой от блока цилиндров, осторожно снимается держатель.
    • Убирается крышка шатуна.
    • Шатун с поршнем нужно протолкнуть внутрь цилиндра. При этом он не должен касаться его стенок, чтобы не повредить зеркало цилиндра.
    • Аккуратно вынимаются поршни в сборе с верхним вкладышем и шатуном.
    • Откручиваются болты и снимаются нижние вкладыши и крышки коренных подшипников.
    • Вытаскивается из блока цилиндров коленчатый вал.
    • Удаляются из постелей БЦ верхние вкладыши коренных подшипников, из средней опоры вынимаются опорные полукольца.

    После разборки нужно все детали тщательно очистить, промыть и просушить.

    Совет: Если нужна расточка и хонингование цилиндров нужно обращаться в специализированную мастерскую.

    Ремонт блока цилиндров

    Инструкция предусматривает для цилиндров два ремонтных размера:

    • первый при увеличении диаметра на 0,4 миллиметра;
    • второй с увеличением диаметра на 0,8 миллиметров.

    Совет: Под ремонтный размер растачиваются все цилиндры, независимо от степени их износа. Диаметр измеряется нутромером.

     Итак:

    • С поверхности блока цилиндров тщательно очищаются остатки уплотнительных старых прокладок. Визуально осматривается блок, особое внимание нужно уделить местам, где устанавливаются болты для крепления головки блока.
      Появление трещин не допускается, иначе деталь подлежит замене.
    • Проверяется рубашка охлаждения БЦ на герметичность. Для этого глушится отверстие, куда устанавливается водяной насос, и в рубашку охлаждения заливается керосин.
      Течь на блоке указывает на отсутствие герметичности и его замену.
    • Осматриваются цилиндры. При наличии на зеркале деталей царапин, задиров, раковин и других дефектов их нужно расточить под ремонтный размер или блок цилиндров заменить.
      Нельзя использовать блок, если дефекты глубиной более 0,8 миллиметров. Верхняя часть цилиндров очищается от нагара.
      При образовании пояска из-за износа цилиндров дефект нужно снять шабером.



    Очищение цилиндра от нагара

    • Диаметры цилиндров замеряются в двух взаимно перпендикулярных плоскостях в четырех поясах. При отклонении результата измерений от номинальных больше чем 0,15 миллиметров, нужно все цилиндры расточить под ближайший ремонтный размер.
    • Проверяются зазоры между шейками коленвала и вкладышами коренных подшипников. Оптимальный зазор должен составлять 0,026 – 0,073 миллиметра, но не более 0,15 миллиметров.
      Больший зазор устраняется шлифовкой под ближайший ремонтный размер и установкой вкладышей соответствующего ремонтного размера.

    Завод-изготовитель советует проверять зазоры, используя пластмассовую калиброванную проволоку.
    Для этого:

    • Постели и крышки тщательно очищаются от масляных отложений.
    • От грязи очищаются вкладыши подшипников и шейки коленвала.
    • Коленвал укладывается с установленными вкладышами на постели коренных подшипников.
    • На шейки коленвала ложатся обрезки пластмассовой калиброванной проволоки.
    • Крышки коренных подшипников с вкладышами устанавливаются на место, заворачиваются болты для фиксации крышек, которые затем затягиваются моментом 8,2 кгс.м. Вал проворачивать не нужно.
    • Снимаются крышки коренных подшипников. По степени сплющивания проволоки определяется зазор. Для этого на упаковке проволоки нанесена шкала.
    • Тщательно прочищаются и промываются масляные каналы коленвала.
    • При незначительных задирах, рисок, царапин или износе менее 0,03 миллиметра на шатунных и коренных шейках, их нужно прошлифовать до ремонтного размера. После этого шейки полируются, притупляются острые кромки фасок на масляных каналах абразивным конусом.
      Коленвал промывается, сжатым воздухом продуваются масляные каналы. Не более 0, 005 миллиметров должна быть конусность и овальность всех шеек.
      После шлифовки шеек устанавливаются соответствующих ремонтных размеров вкладыши. Трещины на коленвалу недопустимы, его нужно заменить.
    • Осматриваются вкладыши коренных подшипников. Их нужно заменить при наличии рисок, задиров, отслоений, вкраплений твердых частиц.

    После того как двигатель ВАЗ 2108 отремонтирован его собирают в обратной последовательности разборке и устанавливают на автомобиль.

    Репост
    Наверх