Когда возникают проблемы с переключением передач, они плохо либо вообще не переключаются, возникают скрипы при нажатии либо отпускании педали сцепления, появляется запах горелого пластика, все это признаки неисправности сцепления. При их появлении необходим ремонт и замена корзины сцепления на ваз 2112 и других изношенных деталей. Сцепление закрыто коробкой передач, по этому до него еще нужно добраться, у вас есть выбор – ехать на СТО и платить за ремонт, либо справиться с ним своими руками, прочитав эту статью.
Устройство и работа сцепления
Сцепление — важный необходимый элемент трансмиссии вашего автомобиля, предназначенный для кратковременного отключения мотора от трансмиссии, их плавного соединения после переключении передач, и предохранения от перегрузок всех элементов трансмиссии, и чтобы гасить ударные колебания. Располагается между мотором и коробкой передач. Рассмотрим его устройство:
На современных машинах модели ВАЗ устанавливается сухое однодисковое сцепление
Его конструкция включает маховик, диафрагменную пружину, нажимной, ведомый диски, подшипник выжимной с вилкой и муфтой
Конструктивные элементы этого агрегата размещаются в корпусе (он же картер)
Картер прикреплен к двигателю болтами
Роль ведущего диска выполняет маховик, установленный на коленвал двигателя
Прижимной диск придавливает к нему (маховику) ведомый диск, но в случае необходимости может освободить его от давления
Прижимной диск соединяется с кожухом (корпусом) при помощи пластинчатых тангенциальных пружинок
Эти пружины, играют роль возвратных пружин, когда выключается сцепление
На прижимной диск давит пружина (диафрагменная), которая обеспечивает требуемое усилие сжатия, чтобы передавать крутящий момент
Сама диафрагменная пружина по наружному диаметру упирается в края прижимного диска
Ее внутренний диаметр представлен упругими стальными листками (лепестками), на края которых нажимает подшипник выключения (отключения) сцепления (так называемый «выжимной» подшипник)
Сама диафрагменная пружина прочно закрепляется в корпусе
Для прочности крепления применяются распорные болты либо опорные кольца.
Прижимной диск с пружиной (диафрагменной) и корпусом (кожухом) образуют цельный конструктивный блок, носящий привычное название корзина
Корзина жестко соединяется болтами с маховиком
В рассматриваемой корзине сцепления прижимного действия лепестки ее диафрагменной пружины смещаются к маховику при выключенном сцеплении
Ведомый диск расположен между выжимным диском и маховиком
Его ступица шлицами соединяется с первичным валом КПП и может по ним перемещаться
Чтобы обеспечить плавности включения агрегата сцепления в ступице диска размещаются демпферные пружины, которые исполняют роль гасителей колебаний
С двух сторон ведомого диска прикреплены фрикционные накладки
Они изготавливаются из смеси стеклянных волокон, тертой латунной и медной проволочек, которые спрессовываются со смесью каучука и смолы
Этот состав кратковременно может выдержать температуру до 400градусов
Выжимной подшипник выполняет функцию передаточного устройства между приводом и сцеплением
Он расположен на оси вращения нашего сцепления и нажимает на лепестки его пружины (диафрагменной)
Сам подшипник насажен на муфту выключения передач
Перемещение муфты вместе с подшипником происходит с помощью вилки сцепления
Нужный инструмент
Для выполнения снятия корзины сцепления ваз 21124, ремонта и замены его деталей вам понадобиться:
Смотровая яма, либо эстакада
Стандартный набор головок и простых ключей
Шлицевая (плоская) отвертка
Центрирующая оправка для ведомого диска
Стопоры для колес (башмаки)
Пассатижи либо плоскогубцы
Чистая ветошь
Графитная смазка, чтобы смазать первичный вал
Помощник (он облегчит и ускорит работу)
Снимаем корзину
Корзина сцепления ваз 2112 снимается в таком порядке:
Закатываем машину на осмотровую яму либо эстакаду (смотря что у вас под рукой)
Даем остыть выхлопному коллектору, чтобы не обжечься
Снимаем коробку передач, предварительно не забываем отсоединить провода питания от аккумулятора
Сначала откручиваем и снимаем защиту
Затем откручиваем болты и вытаскиваем с коробки стабилизатор и кулису
Откручиваем и отсоединяем кулису
Сливаем с коробки масло, открутив сливную пробку и подставив под отверстие пустую чистую емкость (ведь масло нам потом заливать обратно)
Открутив, снимаем пыльник сцепления
Выдергиваем приводы из коробки, затыкаем отверстия для приводов деревянными чопами
Выдергиваем приводы, затыкаем подходящими по размеру чопами
Отключаем разъемы датчиков скорости и заднего хода
Снимаем кронштейн (он при снятии будет мешать)
Устанавливаем под двигатель упор и снимаем его левую подушку
Если двигатель имеет заднюю опору, ее тоже снимаем
Ключиком «19» открутите три гайки, крепящих коробку к двигателю и болт
Отведите ее от двигателя и снимайте (эту процедуру лучше выполнять с помощником)
Вот нам открылось сцепление
Головкой либо накидным ключиком «8» , откручиваем болтики, которыми крепится на ваз 2112 корзина сцепления
Важно: Откручивание корзины выполняйте равномерно, выкручивая каждый болт на один оборот, затем следующий болт. И так по кругу, пока не открутите полностью корзину.
Придерживайте корзину, пока откручиваете, иначе модно уронить ее и ведомый диск на ногу
Открутив болты, снимаем диск сцепления с корзиной, фото ниже
(Слева направо) ведомый диск и корзина сцепления
Раз уж снята корзина сцепления на ваз 2112, необходимо проверить целостность всех остальных деталей и механизмов сцепления, так как процесс снятия весьма трудоемкий и разбирать все сначала через пару дней явно не весело, но такова будет цена невнимательности и спешки. Итак:
Проверяем состояние накладок ведомого диска, сломанные накладки или протертые до заклепок не допускаются, либо переклепывайте либо меняйте вместе с диском (так конечно быстрее)
Проверяем состояние пружин диска, не должно быть сломанных, либо выпадающих, иначе диск меняем
Проверяем состояние шлицев ведомого диска, если они выработались в процессе эксплуатации, диск подлежит замене
Осматриваем поверхность нашего маховика, при наличии глубоких борозд либо задиров может понадобиться его шлифовка в токарном станке
Осматриваем корзину, продавленные либо поломанные лепестки диафрагменной пружины означают необходимость замены корзины
Поверхность прижимного диска должна быть гладкой, глубокие борозды от заклепок ведомого диска означают замену корзины, в противном случае получите плохое сцепление, которое может проскальзывать
Сломанные либо продавленные (выжатые) пружины выжимного диска тоже означают замену корзины
Берем в руки выжимной с муфтой в сборе, отломанные либо сколотые ушки муфты недопустимы (не будет контакта с вилкой сцепления)
Покрутите подшипник руками, скрипы, шелест и ощутимый люфт означает, что его нужно менять
Осмотрите вилку сцепления, прогиба и трещин быть не должно, иначе меняйте вилку
После полной проверки и выбраковки всех деталей, поврежденные замените на новые
Затем установите корзину с ведомым диском обратно
При этом надо обратить внимание, чтобы при установке ведомый диск выступающей частью лежал в сторону корзины (соответственно плоская часть была направлена в сторону маховика)
Вставляем центрирующую оправку через корзинку в ведомый диск
Мы это делаем для того, чтобы он встал строго по центру относительно маховика
В случае если диск хоть немного сместится, вы не сможете вставить на место коробку передач (первичный вал не войдет)
Закручиваем болты корзины в таком положении
Как вы помните, по одному обороту каждый болт по кругу
Вставили центрирующую оправку и закручиваем болты корзины
После того как зажали все болты, вытаскиваем оправку
На этом наша инструкция по замене корзины закончена
Теперь можно ставить на место коробку, и прикручивать все снятые детали обратно
Дополнительно посмотрите видео инструкцию по снятию корзины.