Yes-Cars.ru » Советы

ВАЗ 2105 замена крестовины своими силами

ВАЗ 2105 замена крестовины своими силами с фото
  • 1 Возможные причины преждевременного износа  крестовин
  • 2 Снимаем кардан
    • 2.1 Подготовка к снятию кардана
    • 2.2 Последовательность демонтажа карданной передачи
    • 2.3 Последовательность демонтажа карданных шарниров
    • 2.4 Процесс выбора стопорных колец и сборки карданных крестовин

Детали карданной передачи

В автомобиле ВАЗ 2105 крестовина, замена (10) которой будет рассмотрена, нужна для того, чтобы изготовить карданные шарниры. Которые совместно с передним (5) и задним  (12) карданными валами, эластичной муфтой (1), промежуточной опорой (7), фланцами, крепежными и защитными деталями плавно передают крутящий момент с выходного вала коробки передач на фланец ведущей шестерни заднего моста.
Так как при движении мост постоянно перемещается в пределах допускаемых подвеской, невозможно использовать жесткий способ передачи вращательного момента. Шлицы и шарниры позволяют без рывков направлять посредством карданной передачи вращение в точку переменного положения моста.
Их функциональные возможности  рассчитаны на качественную работу в пределах 15-ти градусов изменения угла наклона, и укорачиваясь или удлиняясь в пределах 20-ти миллиметров.


Так должна выглядеть работоспособная крестовина

Возможные причины преждевременного износа  крестовин

Причины:

  • Недостаток смазки; Шлицы и игольчатые подшипники крестовин должны быть постоянно смазаны подходящей смазкой, иначе значительно возрастает износ, так как режим нагрузки высокий, особенно при езде по гравийным дорогам на большой скорости.
    Вибрации моста с большой амплитудой и частотой создают критические нагрузки подвижных частей кардана. Для периодической смазки предусмотрены масленки или резьбовые отверстия с заглушками, в которые вкручиваются масленки в момент смазки.
  • Повреждение сальника уплотнителя; Сальник может потерять защитные свойства от механического воздействия (при попадании в глубокую лужу), неправильной установки (перекос, защемление) или от нарушения эластичности от воздействия химических веществ (зимой от реагентов).
    При малейшем нарушении защитного уплотнения в игольчатый подшипник проникает пыль, грязь и абразивным воздействием стирает ролики и внутреннюю поверхность обоймы и требуется преждевременная замена крестовины ВАЗ 2105.
  • Нарушение технологии сборки; Нарушение центровки крестовины от неправильного подбора стопорных колец, или изменение положения (случайно перевернуть вилку при сборке заднего карданного вала) сопрягаемых деталей относительно друг друга приводит к дисбалансу всего узла, что вызывает разрушительную вибрацию при езде.

Внимание: Чтобы исключить ошибку совмещения, перед разборкой сопрягаемые детали метятся одинаковыми точками, при сборке нужно контролировать совпадение меток, причем всех узлов.

Не нужно надеяться, что если один узел проверили, второй точно совпадет, должен соблюдаться многоступенчатый контроль. Тем более это совершенно не сложно.

Снимаем кардан

Всякая работа должна делаться поэтапно. И эта не исключение.

Подготовка к снятию кардана

Замена крестовин в карданном вале ваз 2105 потребует наличия набора инструментов и приспособлений:

  • Гаечный ключ13 мм. (желательно с широкими щеками);
  • Торцевая головка13 мм. с воротком;
  • Струбцина на усилие не менее 1500 кгс. (67.7823.9522);
  • Слесарные тиски;
  • Накладки из мягкого металла;
  • Острогубцы или узкие плоскогубцы;
  • Стальная втулка для снятия подшипников;
  • Латунная выколотка;
  • Керн;
  • Молоток;
  • Большая плоская отвертка;

Днище моется и просушивается, автомобиль устанавливается на смотровую яму или подъемник. Если их нет, демонтаж своими руками значительно усложнится, придется, для обеспечения доступа к крепежным болтам карданной передачи, автомобиль приподнять или наклонить.
Можно задними колесами по направляющим наехать на возвышение высотой не менее двадцати пяти сантиметров, хотя бы одно колесо нужно снять или приподнять, чтобы оно могло свободно вращаться, передок поднять домкратом и установить на прочные опоры.
Если заезжать передними колесами возвышение можно делать пониже, но тогда заднюю часть придется поднимать двумя перестановками опор, так как фланец моста нужно поднимать несколько выше. Рукоятка переключения скоростей устанавливается в нейтральное положение, ручной тормоз не включается.
Перед началом разборки желательно просмотреть по видео работу профессионалов.

Последовательность демонтажа карданной передачи

Итак:

  • Разметка деталей;  Прежде всего, краской ставятся произвольные отметки на всех сопряжениях, и делается фото, чтобы при сборке детали вернулись на прежнее место для устранения эксцентричности и дисбаланса всего вала.



Нанесение меток краской на сопрягаемых деталях

Совет: После снятия кардана рекомендуется продублировать метки керном, так как в процессе работы краска может стереться.

  • Отсоединение кардана от фланца моста; Когда производится замена крестовины карданного вала ВАЗ 2105, рожковым ключом откручиваются последовательно четыре самозажимные гайки на фланце моста.
    Каждая гайка устанавливается последовательно в доступное положение поворотом кардана на четверть оборота, для возможности свободного вращения предварительно снимается ручник, и коробка скоростей ставится в нейтральное положение.
  • Если гайки не откручиваются, нужно их смочить на двадцать минут специальной жидкостью для пропитки резьбовых соединений или тормозной жидкостью. Если и после обработки сорвутся грани гайки, придется зубилом разрезать гайку или срезать болт.
  • Когда гайка откручивается на два оборота, шлицы болта могут выйти из пазов фланца и прокручиваться в отверстии. Для  предотвращения этого нужно не давать возможности болту сдвигаться, удерживать головку прижатой к фланцу, пользуясь монтировкой или отверткой, как рычагом, опираясь в крестовину.



Способ прижатия болта при откручивании гайки

После откручивания всех гаек болты вынимаются. Если коррозия удерживает детали склеенными, узел разъединяется слабыми ударами молотка по кромке фланцевой вилки.
Чтобы кардан не  упал, он временно подвешивается на одном болте.

Совет: Для подстраховки на болт нужно наживить гайку, так как при отсоединении промежуточной опоры придется кардан несколько смещать.

  • Освобождение шлицевого хвостовика переднего кардана;



Снятие обоймы сальника для демонтажа кардана

Чтобы освободить передний карданный вал достаточно снять обойму сальника с фланца эластичной муфты. Для этого плоской отверткой последовательно отгибаются все четыре фиксирующих усика, и обойма сдвигается по шлицевому наконечнику вала.

  • Снятие промежуточной опоры с поперечины; Остается только отсоединить промежуточную опору.
    Торцевой головкой13 мм. с воротком откручиваются два болта крепления к поперечине. Карданную передачу можно снимать в сторону заднего моста.
    Нужно вытащить болт, на котором висел задний кардан, и потянуть карданную передачу, шлицы переднего кардана выскользнут из муфты и по предохранительной планке и поперечине выйдут наружу.

Совет: Не нужно снимать предохранительную планку переднего кардана и поперечину, они не мешают снятию и установке.

Почистить и смазать на поперечине место крепления промежуточной опоры вполне возможно на месте.

Последовательность демонтажа карданных шарниров

Выполняем:

  • Снятие стопорных колец среднего шарнира; В тиски через накладки зажимается передний кардан максимально близко к промежуточной опоре, керном метятся стопорные кольца для возможности их установки на прежние места, в случае пригодности.
    Кольца последовательно аккуратно сжимаются острогубцами и вынимаются из проточек вилок. Для удобства работы кардан поворачивается в тисках в нужное положение.
  • Выпрессовка игольчатых подшипников; Винт  струбцины нужно упереть в корпус любого подшипника и давить по оси крестовины.
    При этом корпус будет вдавливаться в вилку, а корпус противоположного подшипника выдавливаться наружу. Затем, толкая обратно смещенную вилку, крестовина выдавит корпус первого подшипника наружу.
  • Таким же образом выдавливаются наружу корпуса подшипников второй оси, шипы крестовины выходят из корпусов и крестовина свободно вынимается. Корпуса струбциной полностью выдавить невозможно, нижней кромкой они будут удерживаться в отверстиях вилок.
    Удалить их полностью можно оправкой и молотком, они довольно легко выбиваются.



Демонтаж крестовины из кардана с широкими вилками

В новой конструкции шарниров предусмотрены более широкие стенки вилок, поэтому выпрессовка производится в несколько этапов:

  • На стол пресса устанавливается опора высотой не менее16 мм. с отверстием диаметром32 мм., в него должен поместиться корпус подшипника, который пресс будет выдавливать.  Корпус подшипника прессом через оправку диаметром29 мм. выдавливается до упора вилок;
  • Кардан разворачивается на пол оборота, нажатием прессом через П-образную оправку на вилку она движется обратно до упора с другой стороны, крестовина при этом выталкивает второй корпус и раскрывает зазор до нижней кромки корпуса первого подшипника;
  • В  этот зазор вставляется стальная втулка, выполняющая роль выжимного удлинителя;
  • Кардан разворачивается обратно на пол оборота, нажимая прессом повторно до упора вилок, втулка протолкнет корпус подшипника дальше, и он выпадет из вилки наружу;
  • Втулка переставляется в другую сторону и выталкивается наружу корпус второго игольчатого подшипника;
  • На другой оси крестовины нужно последовательно повторить все операции.

Для демонтажа второго шарнира выполняются аналогичные действия на свободном от других деталей заднем кардане.

Процесс выбора стопорных колец и сборки карданных крестовин

Новые крестовины изначально достаточно смазаны и не требуют дополнительной смазки, но бывают ситуации, когда замена крестовины на ВАЗ 2105 создает необходимость удалить заводскую смазку и нанести новую. Например, если подшипник упал, и внутрь попала грязь, крестовину пришлось промывать.
Шипы и корпус смазываются тонким слоем консистентной смазки ФИОЛ-2У или ЛИТОЛ-24.

Внимание: Смазка в объеме 0,4-0,6 г. должна равномерно наноситься на корпус и шип подшипника.
Больший объем может образовать воздушную пробку, которая будет пружинить и не позволит точно определить зазор и подобрать толщину стопорных колец.

  • Все четыре корпуса поочередно запрессовываются струбциной в отверстия вилок настолько, чтобы торцы шипов крестовина поместились между нижними кромками. После того как по меткам проверено совмещение вилок корпуса запрессовываются глубже, вручную направляя шипы крестовины внутрь игольчатого подшипника.

Внимание: Прохождение подшипника по шипу нужно постоянно контролировать, покачивая крестовину, не должно ощущаться защемлений, крестовина должна покачиваться свободно и плавно.

  • Когда появится проточка в отверстии вилки, в нее вставляется стопорное кольцо среднего размера, как того требует инструкция, толщиной1,56 мм. Корпус противоположного подшипника прессуется усилием 800 кгс.
    Замеряется раскрывшийся зазор между плоскостью корпуса и кромкой проточки в отверстии вилки. Замер производится щупом или калибром  41.7834.4992.  с лепестками разной толщины (разница лепестков отличается на0,03 мм.).



Стопорное кольцо крестовины 2202043

Замер позволяет точно определить толщину второго стопорного кольца. Правильный подбор пары колец позволяет сцентрировать крестовину в пределах нормативного допуска, отчего уменьшается цена замены.
Стопорные кольца производятся размером от1,45 мм. до 1,67 мм. с разницей в0,03 мм., каждому размеру, для наглядности присвоен свой цвет, в который окрашивается стопорное кольцо. Лучше всего, когда ставятся кольца одного цвета, значит одной толщины, разница не должна превышать0,03 мм.

Репост
Наверх