Каждый водитель должен знать, как пользоваться автоматической коробкой передач, независимо от того, на какой машине и с каким вариантом переключения (механический или автоматический) он ездит. Ситуации в жизни могут быть разными, может кому-то вскоре придется поменять автомобиль, а на нем стоит АКПП. Переучиться не долго, так как механический способ считается сложнее.
Содержание статьи
1 Режимы и функционал АКПП
2 Правила пользования
3 Как пользоваться не стоит
4 Видео «Нюансы управления авто с АКПП»
Режимы и функционал АКПП
Пользоваться АКПП гораздо проще, нежели управлять механической коробкой передач. Даже, при условии, что автоматическая коробка имеет намного больше функций. Рассмотрим все возможные режимы и функции автомобилей с автоматической коробкой переключения передач. Итак, основные и дополнительные режимы и функции:
Р–Park – этот режим обозначает стоянку (паркинг). При включении этого режима включается внутренний блокиратор. Эта функция выполняет роль стояночного тормоза. Автомобиль находится в неподвижном состоянии.
R–Reverse – реверс, функция, отвечающая за движение автомобиля назад.
N–Neutral – нейтральная передача (перед выбором направления движения). В таком режиме автомобиль также можно буксировать. Не рекомендуется использовать очень часто.
D–Drive – при выборе данного положения на кулисе, транспортное средство будет двигаться вперед. В режим драйв можно перейти только при условии, что нажата педаль тормоза (только не при высоких скоростях). В этом режиме предусмотрена блокировка.
Режимы «4-3-2-L» — это специальные режимы, которые предусмотрены для разных дорог с разным покрытием. В каждом из этих режимов применяется разное число (количество) передач. Такие режимы предусматривают различные условия передвижения. К примеру, необходимо переехать по горной местности, где особо нет нормальных дорог. Для этого условия можно использовать режим «Л». При этом режиме автомобиль будет держать одну, назначенную скорость, при этом не будет выходить за эти рамки. Также такой режим можно применять для подъема транспортного средства вверх, так как при таком положении увеличивается тяга (ближе к максимальной).
Режим D3 (S) – передача, при которой лучше управлять автомобилем на неровных поверхностях, особенно при подъеме и спуске. Так лучше срабатывает тормоз.
D2 – передача схожа с положением «Л», так как это — пониженная передача, которая позволяет автомобилю преодолевать очень крутые спуски и подъемы, особенно эффективно работает на песке и по гололеду.
Steptronik, tiptronik (стептроник, парктроник)- в этих режимах появляется возможность переключения передачи вручную. Это увеличивает контроль над управлением автомобиля на особо опасных участках трассы. Такой режим предусмотрен не в каждой системе, но если он присутствует, он, как правило, имеет некий вырез и обозначается «+» и «-».
Sport или Kick down – при таком режиме существует возможность раскрутить больше двигатель и при этом можно генерировать меньшую скорость. Именно этот режим дает возможность машине резко ускоряться (часто используется при обгоне или опережении). При таком режиме двигатель работает на максимум. Нельзя применять для каждодневного использования.
Также можно встретить дополнительные режимы, которыми укомплектованы автомобили. Такими есть: нормальный (N), спортивный (S) и экологические режимы (E).
Очень часто коробка имеет в арсенале функции для зимнего периода. То есть, предусмотрен также режим работы для зимы. Это режим может обозначаться по-разному (HOLD, SNOW, WINTER), но эта передача несет одинаковый смысл – он страхует автомобиль при его движении по дороге с льдом, грязью, снегом и т.д. Запрещено использование этой функциональности в теплые периоды года, так как коробка будет постоянно перегреваться.
Функция Shift – это кнопка, которая предусматривает вызов сервиса. Она служит для того, чтобы при полном отключении питания, можно было отключить блокировку рычага автоматической коробки переключения скоростей. Ее использование применяется крайне редко.
Выше описаны все (старые и новые) функции и режимы АКПП, но автомобилестроение не стоит на месте, специалисты пытаются каждый день придумывать что-то новое. Возможно, АКПП также претерпит некоторые изменения в будущем.
Правила пользования
Для того, кто хочет узнать, как пользоваться АКПП, и правильно эксплуатировать транспортное средство с такой коробкой я расскажу основные правила.
Главное правило – пользование пробуксовкой запрещено. Механический вариант вообще не терпит различных пробуксировок. Это правило довольно актуально для езды в зимний период времени, когда на проезжей части лежит снег и лед. При таких условиях необходимо быть предельно аккуратным, чтобы не перегружать работу коробки, да и всей системы. Также не рекомендуется прибегать к пробуксовке и в теплые времена года.
Очень часто современные автомобили с автоматической коробкой переключения оснащены дополнительными возможностями, такими как анти пробуксовка. Эту функцию необходимо выключать в тех ситуациях, когда ваш автомобиль застрял. Такой маневр позволит безопасно выехать на нормальную поверхность. Так как полностью эту систему отключить невозможно, то ее работоспособность можно свести к минимуму.
Не рекомендуется переключать в положение нейтральной передачи, во время передвижения, без особых на это причин. Данный режим, в основном, предназначен для езды в «сервисном режиме», то есть в таком положении можно передвигаться только при выключенном двигателе (при буксировке). В противном случае, при частом использовании этого режима, могут быть нежелательные последствия в работе АКПП.
Помимо этих правил, необходимо также не забывать, что автоматический вид коробки — довольно сложный механизм, который требует своевременной диагностики, гарантийном обслуживании и замене жидкости трансмиссии. Важно помнить, что сервисное обслуживание должно проводиться четко по расписанию, особенно это актуально при езде по нашим дорогам.
Пользование в зимний период времени: Как правило, особые сложности при управлении, когда автомобиль имеет коробку автомат, возникают именно в зимний период. Поэтому это время считается самым опасным для водителей. Чтобы не сломаться под воздействием погодных условий, нужно знать, какие особенности управления транспортным средством в зиму.
Всегда входите в поворот на скользкой трассе только на пониженной передаче. Это позволит более правильно и ровно выполнить маневр и повысит безопасность на дороге.
Зимой, прежде чем начать передвижение, нужно немного прогреть систему. Это позволит прогреться до рабочей температуры не только авто, но и масло в коробке. А в том случае, когда выезжать нужно немедленно, то все-таки постарайтесь первое время не превышать скорость во время движения выше сорока километров. При таком режиме автомобиль прогреется до нужного уровня.
После того, как авто будет прогрето (когда стоите на стоянке), рычаг переключения передачи передвиньте несколько раз в разные положения, удерживая при этом педаль тормоза. При этом в каждом из них останавливайтесь на несколько секунд.
Очень важно зимой особо беречь авто, после того как вы прогреете его, несколько первых километров после стоянки нужно проехать в «щадящем режиме».
Следует помнить о том, что в случае, чем выше нагрузка, тем больше происходит выделение теплого воздуха в гидротрансформаторе. Поэтому необходимо принимать какие-то меры, при условии, что вы часто используете прицеп. Для обеспечения нормальной работы нужно продумать вариант с дополнительным радиатором, чтобы дополнительно охлаждалась коробка. При долгосрочной буксировке прицепа не желательно применять повышенную передачу (буксируйте на 2-3 скорости). Перед тем как пользоваться прицепом, учтите, что ресурс АКПП вырабатывается быстрее при буксировке, то есть, некоторые элементы системы могут очень скоро прийти в негодность.
Как пользоваться не стоит
Существуют некоторые требования и правила, которые предостерегают водителей от неправильного эксплуатирования транспортного средства на котором установлена коробка автомат.
Не пробуйте заводить машину с «толкача» (разрешено пользование только в вынужденных ситуациях). В противном случае это может привести к поломке системы.
Кроме того, что автомобилем с АКПП буксировать запрещается, так и его самого буксировать также не желательно. Все дело в том, что при движении автомобиля в коробке непрерывно должна циркулировать жидкость трансмиссионная. А при условии, что двигатель буксируемого транспортного средства не работает, циркуляция, естественно, не происходит. Такое поведение наносит серьезный вред. Но, все-таки, если нет возможности вызвать эвакуатор, то буксировка возможна лишь при условии, что она будет производиться на маленькой скорости (до тридцати километров) и на маленькое расстояние.
Категорически запрещено переключать противоположные режимы во время движения транспортного средства.
Выполнять парковку или реверсное движение можно только после того, как машина полностью остановиться.
Чтобы сберечь блокиратор (паркинг), дополнительно нужно пользоваться стояночным тормозом, когда останавливаетесь на уклоне.
Категорически запрещено пользоваться нейтральной передачей во время простоя в пробках.
Не рекомендуется заливать (смешивать) различные масла с дополнительными присадками.
Крайне важно соблюдать сроки технического обслуживания.
Важно помнить:
Не превышайте установленную скорость для каждого диапазона.
В случае принудительного переключения скорости необходимо выбирать режим, настоящая скорость для которого не является максимальной или превышающей.
В некоторых моделях можно использовать четвертую повышающую передачу, для этого предусмотрена кнопка OD.
В случае, когда она отключена, индикатор покажет это. Ее запрещено включать тогда, когда она утоплена, а РВД стоит в положении «драйв».
Желаю успехов в освоении нового вида управления транспортным средством.
Видео «Нюансы управления авто с АКПП»
Запись расскажет о правильном использовании АКПП и о тех возможностях, которые откроются для вас во время управления автомобилем с АКПП. Посмотрев видео, вы также узнаете много полезных нюансов, связанных с автоматической коробкой передач.