Почему пенится масло в двигателеНадежная и бесперебойная работа автомобиля зависит от трех типов жидкостей, заливаемых в авто. К ним относятся топливо, охлаждающая жидкость и масло. Качество и уровень наполненности их влияет на работоспособность остальных систем и механизмов. Также необходимо, чтобы не происходило взаимопроникновение этих жидкостей в непредназначенные для них системы. Такое перемешивание может привести к нежелательным последствиям. Например, одной из причин, почему пенится масло в двигателе, может быть попадание тосола в картер с маслом. Поэтому разберемся со всеми причинами и последствиями вспенивания, а также выясним, как избежать этого явления или его минимизировать. Содержание
Работа системы смазки двигателяУвеличением производительности силовой установки за счет снижения сил трения при работе занимается система смазки. Дополнительной ее функцией является отвод лишнего тепла от узлов и отдельных деталей. Чтобы максимально эффективно выполнять свои функции масло должно соответствовать рабочим характеристикам и эксплуатироваться в установленном производителями режиме. Система смазки ДВС состоит из таких компонентов:
Система смазки двигателя Система герметично изолирована от попадания в нее посторонних жидкостей. Это обеспечивается прокладками, сальниками и уплотнителями. Есть установленные нормы по замене масла. С момента запуска работы мотора шестеренчатый насос начинает нагнетать давление в системе и подает масло через фильтр на узлы, работающие с повышенным износом: шейки коленвала и рапредвала, клапанный механизм. Сливаясь обратно в поддон и попадая на шатунный механизм, масло разбрызгивается на стенки цилиндров. Оттуда оно убирается маслосъемными кольцами поршневой системы. Процесс происходит беспрерывно в течение работы двигателя. Причины вспенивания маслаКроме смазочной системы блок цилиндров оборудован охлаждающей системой. Она распределена по каналам в блоке. Рабочей жидкостью в основном в ней является тосол, забирающий тепло от мотора и способствующий охлаждению рабочих органов. Эта система также герметизирована. Циркуляцию в ней обеспечивает лопастной насос (помпа). Масло пенится в ДВС Если между головкой блока цилиндров и самим блоком прокладка изношена или разорвана, то это обеспечит проникновение тосола в смазочную систему. Из-за этого может пениться масло. Второй по популярности причиной возникновения пены может быть несовместимость масел. При замене его из смазочной системы невозможно удалить абсолютно всю жидкость. Оставшееся небольшое количество «старой» жидкости может не совмещаться по химическим параметрам с «новой». Это взаимодействие приводи к образованию воздушных пузырьков. Читайте также: Как работает дизельный двигательРазгерметизация смазочной системыЗа счет сообщающихся несанкционированных каналов охлаждающая жидкость проникает под головку цилиндров. Установленная прокладка должна качественно выполнять одну из своих функций, заключающуюся в блокировке такого взаимодействия. На ее торцах установлен металлический защитный кант, зажимаемый при установке прокладки, и уберегающий ее от влияния высоких температур и компрессионного давления. При возникновении трещин или разрывах такого защитного элемента прокладки происходит разгерметизация. Охлаждающая жидкость получает возможность проникать в цилиндры двигателя, а затем по каналам спускается в поддон. Смешиваясь там с маслом, она образует нежелательное вспенивание. Его можно заметить при открытии крышки с заливного отверстия на блоке цилиндров. Кроме прокладки, виновниками разгерметизации могут быть трещины в корпусных деталях: блоке или головке цилиндров. Их возникновению способствует перегрев мотора, различные удары, физическое старение металла. Сквозь такие трещины также могут происходить проникновения в систему смазки инородных жидкостей. Трещина в корпусе Решить такие проблемы можно с помощью замены прокладки или корпусной детали (головки блока цилиндров). В редких случаях допускается пайка или сварка таких трещин. Эта процедура вряд ли надолго решит проблему герметизации, так как требует специальной подготовки и опыта сварочной работы с алюминием или чугуном. Признаки перемешивания и самостоятельная диагностикаЕсть основные признака разгерметизации системы:
Проведение несложных диагностических мероприятий избавит от дополнительных расходов, связанных с поездкой на станцию. Кроме визуальной проверки уровня тосола и наличия протечек, можно снять головку цилиндров и осмотреть ее на предмет трещин или сколов. Негерметичная прокладка Также поможет тест с проверкой выхлопных газов на наличие масла. Для этого включается зажигание и прогревается мотор до рабочей температуры. Чистым листом бумаги на несколько секунд закрывается выхлопная труба. Если листок становится немного влажным, а на нем после просыхания остаются маслянистые капли, то это свидетельствует об утечках. Необходима работа по их устранению. Если такие признаки отсутствуют, то вероятнее всего, проблема создается по другим причинам. Химическая несовместимость маселДолив масла должен проводиться такого же вида, которое было залито первоначально. Минеральное с синтетическим смешивать не стоит. Влитая «минералка» в «синтетику» нарушит однородную структуру жидкости. Это связано с тем, что полученное после нефтяной перегонки минеральное масло имеет больший разброс по размерам углеводородных молекул в структуре, чем изготовленное из газов, более однородное синтетическое. Долив масла Разнобой в размере молекул «минералки» сказывается на поведении при резких перепадах рабочих температур. Также это влияет на вязкость, смазывающие качества и температуру замерзания. Кроме основного материала в смазывающей жидкости присутствуют дополнительные присадки. В разных маслах они отличаются по характеру взаимодействия с окружающей системой и между собой. Иногда присадки могут вступать в реакцию с другими химическими веществами из долитого масла, и приводит к нежелательным последствиям, например, вспениванию. Читайте также: Как поменять ремень генератора на приоре своими рукамиНаличие конденсатаВода, попавшая в систему смазки, изменяет свойства масла. Полного растворения масла в воде не произойдет. Однако, при длительном перемешивании может образоваться взвесь в виде эмульсии. Ее и видит водитель на щупе, проверяя уровень масла. Такой «коктейль» образуется вне зависимости от качества масла. Водяной конденсат образуется в системе из воздуха. Он скапливается на холодных элементах двигателя, если есть значительная разность температур окружающей среды и металлических частей. Чаще всего образование его происходит в межсезонье и зимой в плохо отапливаемом гараже. Капли конденсата стекают в масло и накапливаются, смешиваясь с ним. Результатом является пена. Замена масла в двигателе Для борьбы с таким явлением необходимо хорошо прогревать мотор во время холодов, чтобы вода успевала испаряться с поверхности или не появлялся конденсат. Можно также утеплять мотор для быстрого его прогрева. Необходимость избавление от вспениванияОт вспененного масла необходимо избавляться. Оно не выполняет своих функций по качественной и равномерной смазке. Структура такого вещества получается неоднородной. Пузырьки воздуха, окутанные в плотную оболочку, имеют разную плотность с маслом. Это не способствует быстрому отводу тепла от узлов. Происходит нежелательный перегрев мотора. Такие пузырьки плохо проходят по каналам «рубашки» блока цилиндров. Получается слабая циркуляция масла в системе, меняется вязкость вещества. Когда формируется эмульсия с конденсатом, то масло не выполняет свою работу по смазыванию. Кроме перегрева из-за повышения коэффициента трения, это все приводит к образованию задиров, износу трущихся поверхностей, к выходу из строя сопрягающихся элементов. Расслоившийся конденсат может замерзать в проходных каналах, блокируя циркуляцию масла. Это приводит к гидроударам и более тяжелым последствиям с двигателем. Поэтому необходимо регулярно контролировать состояние масла, а при возникновении такого состояния, провести необходимую работу по устранению выявленных неполадок.
|