Что такое вылет колесного дискаБольшинство автовладельцев покупая новый, отличающийся от заводских изделий, комплект колесных дисков, совершают три легкомысленных поступка: Такое поведение может привести к плачевным последствиям, когда благополучно установленные колеса, не задевающие подвеску и кузов при максимальных углах поворота, имеют диски с несоответствующим заводским рекомендациям параметром «вылета». И сегодня мы подробно рассмотрим, что такое вылет диска и на что он влияет. На каждый сертифицированный диск нанесена маркировка, содержащая информацию о характеристиках изделия. Среди них важнейший геометрический параметр – «ЕТ» (вылет диска). Он непосредственно влияет как на безопасность жизни водителя, так и на преждевременный износ деталей подвески. Нужно скептически отнестись к советам продавцов о безопасности небольших отклонений величины «ЕТ» от заводской нормы и особенно бдительно – к совету докупить проставки для восстановления заводского соответствия. Вывод: перед посещением магазина нужно обязательно изучить маркировку применительно к своему автомобилю. Содержание
Физическая сущность ЕТ или что выражает формула вылетаПонятие ЕТ (нем. «Einpress Tief» – глубина выдавливания; анг. «Offset» – сдвиг) описано на разные лады в технических статьях и инструкциях автопроизводителей. Тем не менее, на многих форумах существует путаница терминов: вылет колеса, обода, диска. Какое из них правильное, относительно чего и что вылетает? Попытаемся разобраться вылет диска – что это такое? Вылет с проставками Колесо (в обиходе «диск», что не совсем верно) – это единство двух частей: диска и приваренного к нему обода. Даже если колесо литое, кованое или штампованное, суть не меняется, поэтому правильнее говорить о вылете диска, о его части, прижимающейся к ступице, относительно обода, продольной оси симметрии обода. Вылет диска (ЕТ) – это величина смещения, сдвига, плоскости приложения диска к ступице относительно воображаемой плоскости продольной оси симметрии обода колеса, выраженная в миллиметрах. В зависимости от направления смещения, ЕТ может принимать либо отрицательное, либо положительное значение. Если сдвига нет, то значение ЕТ равно нулю, и привалочная плоскость ступицы точно совпадает с осью симметрии колеса. Формула определения величины вылета математически описывает вышесказанное: ET=a-b/2 (мм), в которой: a – величина в миллиметрах от внутренней стороны бортовой закраины обода (ближняя к кузову сторона) до плоскости прижима диска к ступице; b – ширина диска (в данном случае важно знать, как измерить вылет диска: это ширина обода, которая замеряется не от внешних краев колеса, бортовых закраин, а строго по «полке обода», то есть, между внутренними сторонами бортовых закраин, так как иногда ширина закраин может не совпадать); b/2 – половинное значение ширины обода (физически означает продольную ось симметрии обода колеса). Маркировка диска Данная формула, которая описывает вылет колесного диска, иллюстрирует: Анализируя формулу, видим, что изменение ЕТ:
Выводы: вне зависимости от размера применяемых шин и дисков, у каждой модели автомобиля есть своя расчетная величина вылета, которая всегда должна оставаться неизменной. Общепринятая маркировка вылета: ЕТ**, где ** – величина в миллиметрах: ЕТ0, ЕТ22, ЕТ-12 (соответственно нулевое, положительное и отрицательное). Чем грозит отклонение вылета дискаСчитается недопустимым изменение заводского значения этого важнейшего параметра даже на миллиметр. Производитель устанавливает для каждой модели автомобиля свой параметр, исходя из расчетов обеспечивающих максимальную устойчивость и управляемость автомобиля. Допуская в процессе замены колес изменение вылета диска, автолюбитель создает предпосылки для серьезных изменений функционирования узлов и элементов подвески. При этом могут случаться ситуации, когда будут возникать непредусмотренные конструкторами нагрузки. Самое простое, что можно получить – это преждевременный износ шаровых, наконечников, резины. Возможно, произойдет поломка деталей при езде с трагическими последствиями. Вот почему стоит тщательно выбирать диски при покупке. Ваш вариант, рассчитанный производителем для конкретного автомобиля, наиболее оптимален. Подобрать соответствующий вылет при покупке не так-то уж и легко. Продавцу-консультанту бывает сложно в короткие сроки подобрать именно понравившийся Вам диск с красивым геометрическим рисунком и соответствующим вылетом. Продавцу важно побыстрее и побольше продать, пренебрежение точностью позволяет им реализовать больший ассортимент товара. Почему для одного автомобиля допускаются разные деталиКонструкторы при проектировании автомобиля в целом просчитывают огромное количество параметров, в зависимости от конструкционных особенностей которых, вытекают требования к отдельным узлам и элементам, например, к подвеске. Многим знакома ситуация, когда одинаковые автомобили, отличающие только типом двигателя, имеют разные узлы и детали подвески. Возникает вопрос: почему сайлентблоки, шаровые опоры, наконечники, рычаги на них разные? Ответ простой: разные двигатели имеют разный вес, поэтому получается иная сила давления на подвеску, возможно, изменится и вектор направления сил. Проставки для колесных дисков Сама же конструкция автомобиля в этом случае должна оставаться максимально прочной и сохранять управляемость. При этом производители стараются обеспечить приемлемую себестоимость и наименьшие затраты на производство. На заре автомобилестроения, производители закладывали многократный запас прочности, особенно в узлы подвески. К сожалению, современное автомобилестроение старается снизить себестоимость производства за счет понижения запаса прочности, поэтому вместо универсальных запчастей на один автомобиль мы имеем множество разных при малейшем изменении параметров. Читайте также: Замена колеса на автомобилеСилы, действующие на элементы подвескиПопытка просчитать и определить воздействия всего многообразия сил на подвеску современного автомобиля не входит в задачу данной статьи, однако на примере подвески Мак-Ферсона можно провести упрощенный анализ действия нагрузок на подвеску. Здесь применена простая система крепления ступицы на полуоси к кузову посредством рычага через шаровый шарнир и через стойку с амортизатором. Правильный диск Гравитация земли, придавая массу автомобилю, воздействует на весь автомобиль. При этом один из законов Ньютона гласит: «сила действия равна силе противодействия». Поэтому масса автомобиля равномерно распределяется на все колеса и направлена от плоскости поверхности стоящего транспорта. Пятна контактов каждой шины служат точками приложения сил к дороге. Примем условие, что подвеска автомобиля технически исправна, развал-схождение колес доведены до нормы, а колеса отбалансированы. В результате получим, что результирующая 1/4 часть силы воздействия от общей массы автомобиля будет находиться точно на оси симметрии каждого колеса по его ширине. Туда же воздействует и ось стойки амортизатора. Точно так же сила противоборствующая массе автомобиля будет воздействовать снизу вверх через те же точки симметрии колес. Вышеназванные силы через конструкционные особенности подвески воздействуют на подшипник ступицы, на стойку с амортизатором и шаровую опору рычага. Конструкторские бюро тщательно производят расчеты узлов подвески, ступицы, стойки амортизатора, шаровых опор, наконечников и других элементов. При разработке узлов закладывается определенный запас прочности, но с каждым годом, при тенденции к уменьшению расхода материалов и экономии, запас прочности становится меньше. Какие изменения появляются при изменениях вылета дискаГлавным и единственным фактором, влияющим на вылет после монтажа, является конечное место положения продольной оси симметрии колеса относительно вертикальной привалочной плоскости ступицы. При положительном вылете плоскости приложения диска увеличится расстояние ЕТ. Следовательно, при посадке на ступицу возникнет необходимость продвинуть колесо глубже в сторону кузова. В результате получаем сужение колесной базы и конечное положение продольной оси колеса ближе к кузову. Уменьшение вылета действует в точности наоборот, вынося колесо в сторону от корпуса, тем самым расширяя колесную базу. Автомобилист должен уяснить, что смещение в любую сторону центров продольных осей колес приведет к нарушению заложенных при проектировании конструкторских параметров ЕТ. А это главное, на что влияет вылет диска:
В целом, комплекс факторов во взаимодействии может существенно и непредсказуемо уменьшить безопасность езды на таком автомобиле. Таким образом, если пренебречь фактором ЕТ и установить на автомобиль понравившиеся по внешнему виду красивые колесные диски, которые монтируются без проблем и при поворотах не цепляют за кузов или за подвеску, то это вовсе не значит что у Вас в распоряжении безопасный автомобиль. В редких случаях, только когда вылет положительный, относительно требований производителя, допускается применение колесных проставок, которые компенсируют вылет, и оно при этом не будет задевать арку или элементы крыла. Но желательно избегать таких ситуаций, если есть возможность выбора.
|