Как проверить коробку автомат при покупке автомобиля
Перед покупкой автомобиля с пробегом нужно внимательно проверить на исправность все его части и узлы начиная с кузова и салона, заканчивая двигателем и коробкой передач. Если вы предпочли ТС с автоматической трансмиссией, то при проверке ей необходимо уделить особое внимание, так как устройство «капризное» и дорогостоящее. При поломке АКПП не каждый механик еще возьмётся чинить такое сложное устройство, легче отремонтировать несколько МКПП чем одну коробку автомат. Даже после качественной диагностики ее работа остается под вопросом, потому что добиться аналогичной штатной сборки уже невозможно. Малейшая песчинка или стружка, попавшая в деталь, может спровоцировать повторный сбой системы.
Покупка автомобиля
Коробка автомат – это как слабое звено авто, с одной стороны, она надежна в использовании, с другой стороны, конструкция ее сложна, она требует к себе правильного ухода и деликатного обращения. При хорошей эксплуатации без буксовок в снегу и грязи автоматическая коробка может исправно служить не одно десятилетие. Но приобретая машину с рук нет гарантии, что прежний хозяин не перегревал этот узел. Все неисправности АКПП идут именно из-за перегрева, поэтому прежде, чем купить машину с такой трансмиссией обязательно нужна детальная проверка. Многие водители, зная всю сложность, предпочитают отказаться от поддержанного автомата приобретая механику, ведь вся ее проверка сводится к банальному тесту на плавность переключения, проверке масла и прослушиванию шумов.
Содержание
1 Проверка коробки автомат
2 Визуальный осмотр АКПП
3 Тестовый заезд
4 Гидротрансформатор АКПП
5 Состояние регулировочного троса соленоидов
Проверка коробки автомат
Если вы ничего не понимаете в устройстве, то для объективной оценки состояния транспортного средства рационально будет воспользоваться услугами профессионала. Если есть представления о системе, то начать проверку нужно с уточнения информации об автомобиле и его прежних хозяевах. Когда машина приобретается не у дилера, а у хозяина, то рекомендуется задать вопросы:
О том, в каких условиях использовался автомобиль. Обратите внимание на особенности использования транспортного средства. Когда владельцев у машины было несколько или на ней часто выезжали на природу, использовали как такси и т.д., то правильнее будет отказаться и рассмотреть следующие варианты, эксплуатированные, не так агрессивно. ТС с автоматической коробкой не идут для экстремального пользования, поэтому малейшие пробуксовки наносят внушительный вред системе. Поэтому просмотрите, если фаркопа нет, то могут быть следы его крепления или троса на буксировочных проушинах.
Автоматическая коробка передач
Были ли технические обслуживания АКПП. Уточните, заменялось ли масло в трансмиссии. Когда замены не было, а пробег свыше 80 тыс. км, то в скором времени по достижению 100 тыс. км появятся проблемы с коробкой. Такой итог произойдет, даже если вы после покупки сразу смените масло. По регламенту большинства автопроизводителей менять масло следует на рубеже до 60 тыс. км, то есть в среднем при пробеге в 35-45 тыс. км. Если продавец ответит, что масло менялось ранее, то важно узнать кто его менял, по достижению какого пробега и на какое, а также менялся ли попутно в поддоне фильтр. Производить замену должны только профессионалы из сервиса, потому что в некоторых машинах с бортовым компьютером, прежде чем сменить масло необходимо подключится к «мозгу» ТС. Кроме того, после обслуживания на СТО выдается заказ-наряд, чек и иногда гарантия. Старое масло, должно быть, заменено именно трансмиссионным АТF (Automatic Transmission Fluid), которое содержит специальный состав для автомата. Если по всем правилам вместе с маслом был сменен и фильтр, то это будет только плюсом к покупке.
О проводившихся ремонтах автоматической трансмиссии. Когда ремонт был, то лучше не тратить время и отказаться от данного авто, даже если вся документация в порядки и есть выписки по ремонтам. С автоматической коробкой лучше не рисковать в любом случае будут проблемы и дополнительные затраты на постоянный ремонт. Другое дело, если был просто заменен редуктор и это подтверждается сертификатом с центра. Это неплохо, но лучше спросить, что привело к таким кардинальным мерам. Во время разговора о редукторе следите за реакцией продавца, так как если чувствуется волнение или путаница в информации, то вам врут. Когда реакция вас не смутила смело переходить к следующему этапу осмотра.
Проверка масла щупом
Визуальный осмотр АКПП
Проверить АКПП при покупке просто, если знать, что именно проверять. Так как состояние автоматической трансмиссии сильно зависит от температуры типа и качества масла, то начинать осмотр нужно с этого. Осмотр системы происходит только днем при сухой погоде. Сначала осмотрите пространство под капотом, на коробке не должно быть подтеков и грязи. Можно даже визуально проверить коробку со стороны днища. Далее, переходим к проверке масла, здесь нет ничего сложного:
Селектор выставляют в положение «Park».
Двигатель запускают на холостые обороты и дают немного поработать.
Глушат мотор и достают щуп из трансмиссии, вытирают салфеткой и окунают обратно в бак.
После опять достают и вытирают масло со щупа обычной бумагой.
Масло должно иметь густую консистенцию, по цвету оно должно быть красным или коричневым, не иметь горелого запаха. Когда свет у жидкости черный и есть запах гари, есть и неисправности в работе АКПП.
Также смотрят, есть ли потусторонние частицы и грязь в слое масла. Если металлических хлопьев нет, все в порядке.
Проверяют и уровень масла: на щупе он должен быть в пределах отметок HOT, если коробка прогрета и между отметками COOL, если автомобиль холодный.
Проверка АКПП в динамике
Есть модели коробок передач без щупа, поэтому самостоятельно проверить состояние масла просто невозможно. В таком случае в качестве ответа на вопрос: как проверить коробку автомат на исправность при покупке автомобиля — остается только тест-драйв. Все остальное нужно доверить центру по обслуживанию авто.
Тестовый заезд
Последовательность действий, при которых АКПП должна реагировать мгновенно. Сначала проверяем устройство на холостом ходу:
Запускаем двигатель.
Трансмиссию ставим на режим «Parking», немного прогревам автомобиль.
Достигнув 650 оборотов в минуту, выжимаем тормоз и переключаем селектор на режим «Drive». Машина при этом должна начать колыхаться вперед.
Возвращаемся опять в режим N (Neutral) – коробка сама должна отключиться.
Далее, снова жмем на тормоз и включаем режим «Reverse» –трансмиссия должна сработать без задержек. Появится ощущение, будто ТС едет назад.
Теперь переходим на режим D.
Если во время переключения режимов есть задержка в несколько секунд, значит, АКПП, где-то неисправна и нуждается в ремонте или полной замене.
Проверка АКПП на СТО
Следующий шаг проверки – заезд, его нужно проводить как можно дотошно, обращая внимания на все мелочи. До проведения тест-драйва желательно выбрать прямой участок дороги, без препятствий (постов ДПС, светофоров и т. д.) чтобы можно было осуществить непрерывный разгон до 100 км/ч. Последовательность проверки АКПП в динамике:
Ставим селектор в режим «Drive», отпускаем тормоз.
За то время пока на спидометре набирается 60 км/ч, коробка должна переключиться минимум два раза на вторую и третью передачу. Ощущаться шум и переключения должны, только слегка, никаких задержек системы, тем более толчков возникать не должно.
Когда скорость достигнет 50 км/ч, можно выжать газ до упора. Когда АКПП в хорошем состоянии произойдет переключение на передачу ниже, а обороты мотора возрастут. Когда есть задержки, это говорит об изношенности.
Кроме того, смотрите за показаниями тахометра. То есть при 4-х ступенчатой коробке и скорости 85–95 км/ч, он должен выдавать не меньше 3-х тысяч оборотов, а при 6-и ступенчатом редукторе немного больше 2-х тысяч оборотов.
Теперь проверяем резкий старт. Ставим режим “Drive” и резко жмем на педаль газа. Машина при этом должна моментально набрать обороты до 5–6 тыс. Тут динамику нужно сравнить с заявленными показателями производителя, они должны совпадать или немного отличатся.
Если есть «Overdrive», то тут разгон набираем до 70 км/ч и включаем положение ON –трансмиссия должна перейти на повышенную передачу. Когда выключите положение OFF, коробка автомат вернется на пониженную передачу. Если во время проверки «Overdrive» начинает подавать сигналы положение ”check engine” нужен осмотр профессионала.
Проверка работы коробки передач
Также означать поломку АКПП, может, и пробуксовки во время надавливания на газ во время возрастания оборотов. Делаем выводы: никаких шумов в работе автомата быть не должно, даже если продавец уверяет, что для данной модели авто это норма.
Гидротрансформатор АКПП
Не менее важной частью при проверке автоматической трансмиссии выступает гидротрансформатор. Он представляет герметично заваренный узел, по форме схожий с бубликом. Его задача передавать вращательный элемент от двигателя до автоматической трансмиссии, используя при этом две турбины, вращающиеся в масле. Контроль, за ним и его оптимизация с КПП осуществляется при помощи компьютерного блока управления. Если есть, какие-то проблемы в системе автоматика подает сигнал об ошибке или полностью блокирует двигатель при изменении режимов работы АКПП. Определить поломку гидротрансформатора на механическом уровне, путем диагностики сложно, для этого нужно разбирать систему и осматривать. Можно только проверить гидротрансформатор АКПП по внешним признакам:
если от коробки исходит запах пластмассы;
когда на щупе есть пыль из металла, то это говорит о неисправности торцевой шайбы и гидротрансформатора;
если на скорости от 60 до 90 км/ч ощущается вибрация, которая только повышается. Причина в масле, которое засорило частичками мусора масляный фильтр;
если во время переключения передач есть механические шумы, уходящие с нарастанием оборотов. Обычно проблема кроется в опорных подшипниках;
наличие металлического стука при переключении передач;
если не в порядке обгонная муфта, то это отражается на динамике автомобиля.
Проверка регулировочного троса соленоидов
Состояние регулировочного троса соленоидов
Во время проверки автоматической коробки передач важно оценить состояние троса, который управляет клапаном-дросселем. Этот элемент системы может изнашиваться, и тогда трансмиссия начинает работать неправильно. Кроме того, возможно ослабление троса, определить это можно если АКПП включает пониженные либо повышенные обороты не тогда, когда это нужно. Ослабленный трос приводит к перегреву коробки и увеличению расхода топлива. Трос должен быть не только натянут, но и смазан. Соленоид АКПП — это механический кран-регулятор, открывающий и закрывающий канал в гидроплите по сигналу блока управления, для прохождения потока масла. Проверить соленоиды АКПП можно только с использованием диагностического оборудования. Лучше всего, чтобы это сделал специалист на СТО.