Yes-Cars.ru » Советы

Тосол и антифриз: главные отличия

Тосол и антифриз: главные отличия с фото

Содержание

  • 1 Чем охлаждается двигатель
  • 2 Почему в быту любой антифриз часто называют «тосол»?
  • 3 Так есть ли разница?
  • 4 Что лучше?
  • 5 Как заменить охлаждающую жидкость
  • 6 Как определить, что залито?

Перед каждым начинающим автолюбителем рано или поздно возникает дилемма: что покупать, тосол или антифриз. «Опытных» советчиков великое множество, но ремонт автомобиля, если что, придется делать за свой счет. Так что, необходимо понимать разницу между этими веществами, есть ли она вообще и для чего они нужны.


Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать моторные масла. Из этой статьи вы узнаете о совместимости смазочных материалов, а также найдете полезные советы и рекомендации по данному вопросу.

Чем охлаждается двигатель




Во время работы двигатель автомобиля будет неизбежно нагреваться. До определенных пределов это даже необходимо для его работы. Однако перегрев – это уже плохо и потому существует система охлаждения. Поскольку только воздушным обдувом задачу не решить, существует еще и жидкостное охлаждение. Оно осуществляется либо при помощи воды, либо при помощи специальных жидкостей – антифризов.

И то, и другое заливается в радиатор. Вода используется только в теплое время года, ибо на морозе она, само собой, замерзает и, расширяясь (согласно законам физики) разрывает радиатор и блок цилиндров. Поэтому с наступление холодов начинают использовать антифризы. Впрочем, большинство водителей делают это круглый год.

Кстати, антифризом или тосолом по традиции называются любые охлаждающие жидкости. Их состав очень похож между собой. Его основу составляет смесь этиленгликоля или пропиленгликоля. В качестве дополнительных компонентов используются различные присадки. Их набор у каждого производителя свой.

Таким образом, разница между тосолом и антифризом заключается преимущественно в том, что первый – это марка охлаждающей жидкости отечественного производства. А слово «антифриз» в дословном переводе означает «против замерзания». Свойство не замерзать обуславливается наличием в составе этиленгликоля. Но он является очень агрессивным веществом и вызывает коррозию в двигателе. Для противостояния этому негативному явлению добавляются разнообразные присадки.

Почему в быту любой антифриз часто называют «тосол»?




Для начала стоит уточнить, что такая традиция сложилась только на постсоветском пространстве, где и была разработана эта охлаждающая жидкость еще во времена СССР. А если говорить точнее, то в 1971 году. Название этого вещества представляет собой аббревиатуру (Технологии Органического Синтеза) с добавлением «химического» окончания –ол.

Он замечательно работал с отечественными двигателями и был очень популярен среди советских автолюбителей. Со временем название превратилось в нарицательное и тосолом стали называть любую охлаждающую жидкость. С другой стороны, любую такую же жидкость, но произведенную за рубежом, также по сложившейся традиции называют антифризом. Что, в общем-то, и не является ошибкой, просто не указывается марка.

Так есть ли разница?




И все-таки, владельцы авто продолжают упорно говорить об отличиях тосола от антифриза. Они действительно существуют, если говорить о химическом составе. Ну, и как следствие, будут различия и в свойствах. Самый распространенный тосол в основе своего химического состава имеет этиленгликоль (40%), дистиллированную воду и 10 специальных присадок, которые предохраняют жидкость от вспенивания (фосфаты, силикаты, нитриты, нитраты). Эта охлаждающая жидкость покрывает двигатель изнутри особым антикоррозийным слоем. Его толщина составляет около полумиллиметра.

В состав импортных антифризов помимо этиленгликоля добавляется пропиленгликоль. Ну, и, конечно же, присадки. Только здесь их уже около 40. Причем состав присадок отличается у разных антифризов, что обуславливает разницу в характеристиках. Например, в температурах замерзания.

Чтобы различать их визуально было проще, производители добавляют красители: красный, синий, зеленый, желтый. Жидкости одного цвета, пусть они даже от разных производителей, можно смешивать между собой без каких либо последствий. Но стоит при этом обращать внимание на то, где произведен хладогент. Дело в том, что в Японии и Европе разные стандарты. Европейцы при помощи цветных маркеров определяют еще и класс допуска по классификатору VW. Поэтому мешать японскую продукцию с европейской не стоит. Точно также смешивание разноцветных хладогентов даже одного производителя может привести к выпадению осадка, образованию пены. Само собой, у любознательных автолюбителей возникает вопрос о том, можно ли в антифриз долить тосол. Этого делать нельзя, так как в этом случае тоже пройдет нежелательная химическая реакция.

Что лучше?




Единственным преимуществом Тосола может быть только его цена. И этот фактор играет решающую роль у владельцев старых автомобилей советского производства. Это вполне объяснимо, так как их ресурс либо уже исчерпан, либо на исходе. Получается, заливать дорогие импортные хладогенты в попытке сберечь и так изрядно «уставший» двигатель нет смысла.

Среди недостатков тосола числятся следующие его особенности:

  • антикоррозийная пленка, образующаяся на двигателе, ухудшает теплоотдачу. Само собой, работа в повышенных температурных режимах не окажет положительного воздействия на мотор. Кроме того, это приводит к увеличению расхода топлива.
  • самый высококачественный тосол требует замены через сорок тысяч пробега (или через каждые два года). Антифриз же нужно менять только после 100, а в некоторых случаях и после 250 тысяч (или каждые пять лет). Это связано с составом и количеством присадок.
  • тосол очень агрессивен по отношению к алюминию. А во многих автомобилях радиаторы изготавливаются именно из этого металла. А среди антифризов имеются содержащие карбоксилаты, которые защищают детали из алюминия и его сплавов.
  • благодаря тем же карбоксилатам, импортные антифризы не «убивают» водяные насосы, а также отлично «уживаются» со всеми резиновыми и пластмассовыми деталями.
  • во время применения тосола в системе охлаждения неизбежно образуется гель, который может засорить и испортить радиатор. С качественными антифризами такого не происходит.

Все эти аргументы, полученные на основе многолетнего опыта и испытаний, должны дать окончательный ответ на вопрос о том, что лучше использовать: антифриз или тосол. И если кто-то решит перейти на более качественную охлаждающую жидкость, то будет полезно узнать, как это правильно делать.

Как заменить охлаждающую жидкость




О том, когда нужно менять охладитель, косвенно говорилось чуть выше. Показателей два: пробег и срок годности. Оба указываются на упаковках. Суть замены сводится к трем этапам:

  • слив старой жидкости (вам понадобится вместительная емкость с учетом объема залитого тосола или антифриза в систему охлаждения конкретного ДВС);
  • промывка системы охлаждения (здесь нужна дистиллированная вода, в крайнем случае, подойдет и обычная проточная);
  • заливка в систему новой жидкости.
Процесс слива может проходить по-разному, в зависимости от марки автомобиля. В любом случае, ничего сложного в нем нет. Более ответственный момент – промывка системы. Особенно тщательно это делается, когда идет замена тосола на антифриз.

Итак, слив старую жидкость, нужно установить все пробки на свои места, после чего залить в систему дистиллированную воду (она стоит очень дешево) до отметки MAX в бачке. После этого запускается двигатель и около 10 минут работает на оборотах 2500 – 3000. В это время стоит следить за температурой, чтобы не было перегрева. Затем двигатель глушится, остывает несколько минут и вода сливается. Процедуру нужно повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет оставаться чистой.




Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое автомобильный термостат в системе жидкостного охлаждения ДВС. Из этой статьи вы узнаете, что представляет собой данное устройство, какие бывают термостаты. Также в статье рассматриваются признаки неисправности, которые указывают на проблемы с термостатом.

После промывки в систему заливается новый охладитель. В этот момент возможно образование воздушной пробки. Чтобы ее убрать, нужно запустить двигатель с открытой крышкой расширительного бачка или радиатора (она должна находиться выше всей системы, для чего можно поставить авто на домкрат или под уклоном) и после того, как он прогреется до рабочей температуры, несколько раз резко нажать на педаль газа, чтобы выгнать воздух. Одновременно с этим подливается жидкость.

И еще один момент. Иногда возникает необходимость доливать жидкость в систему без полной замены. При этом либо нет нужной жидкости под рукой, либо вообще неизвестно, что там залито. В таких случаях можно добавить обычной дистиллированной воды. Однако надо помнить, что в результате температура кипения тосола и антифриза понижается, а температура замерзания повышается (доливаемая вода разбавляет антифриз в несоответствующих пропорциях). Поэтому, лучше, все-таки знать, что находится в системе охлаждения.

Как определить, что залито?




Конечно, самый точный ответ на вопрос о содержимом радиатора даст только специальная химическая экспертиза. Но и собственными силами можно хотя бы установить, что залито: тосол или антифриз. Но прежде всего, стоит помнить, что на цвет ориентироваться не стоит. Антифризы тоже бывают синими, о чем уже говорилось. Крайне не рекомендуется пробовать жидкости на вкус. Во-первых, вкус – это не показатель, а во-вторых, хладогенты крайне ядовиты. Основные доступные каждому способы:

  • по запаху и на ощупь. Антифриз ничем не пахнет, а на ощупь маслянистый, чего не скажешь о тосоле;
  • при помощи воды. Для этого небольшое количество жидкости отливается в банку, после чего туда же добавляется немого воды. Как правило, в тосоле появляются различные эффекты: помутнения, расслоения и прочие. В антифризах такого не наблюдается;
  • при помощи ареометра. Плотность антифриза и тосола разная. Антифризы дают показания 1,072 г/cм3 до 1,080 г/cм3. Замеры нужно производить при комнатной температуре.
Итак, как видно из всего вышесказанного, состав тосола и антифриза имеет отличия, которые влияют на его качества и характеристики. Хотя основа у них почти одинаковая. Поэтому и то, и другое – охлаждающие жидкости. Смешивать их между собой ни в коем случае нельзя, так это может привести к разным последствиям, причем как для системы охлаждения, так и для самого двигателя.

Репост
Наверх