Для защиты от появления коррозии в процессе обработки металлических узлов и деталей при ремонте автомобиля обязательно необходима грунтовка по металлу. Открытый воздух, атмосферные осадки, влажность и колебания температуры становятся причиной развития коррозийных процессов. Это снижает прочность, надёжность и износостойкость автомобильных узлов.
Невидимый слой на покрытии, который создаёт автомобильная грунтовка по металлу, препятствует проникновению влаги. Грунт по металлу служит разделяющим слоем между шпатлевкой и краской или поверхностью металла и краской. Грунтовка для металла обеспечивает высокую адгезию и основную антикоррозийную защиту.
Содержание
1 Виды грунтовок в зависимости от особенностей применения
2 Разновидности грунта в зависимости от механизма защиты
3 Способы нанесения грунта
Виды грунтовок в зависимости от особенностей применения
Специалисты часто компонуют различные виды грунтовки для металла. В зависимости от особенностей применения, автомобильная грунтовка для металла бывает таких видов.
Однокомпонентная. Наносится на конструкцию для защиты от коррозии. В местах, защищённых от механических и химических воздействий, для этих целей подойдёт ГФ 021 или body 992. Быстросохнущий нитрогрунт наносят перед покраской кузова алкидной краской или нитроэмалью, но его нельзя применять под «металлик».
Разделяющие составы создают слой, который становится барьером между плохо совместимыми материалами. Их также используют в случаях, когда нет информации о совместимости используемых рабочих материалов.
Двухкомпонентная автомобильная огрунтовка применяется в качестве базового слоя перед покраской металлических поверхностей. В составе основы имеется отвердитель. Её можно наносить толстым слоем, заполняющим поры и небольшие неровности. Двухкомпонентные смеси могут создавать как мягкую поверхность, которая легко поддаётся шлифовке, так и твёрдую, более прочную и надёжную.
Спиртовый грунт по металлу очень удобен в использовании, быстро сохнет, но при применении надо учитывать, что он даёт усадку. Такие составы наносятся перед покраской в тех зонах, где это допустимо. Для поверхностей из пластика используются материалы, имеющие в своём составе пластификаторы.
Любой грунт по металлу состоит из основы и наполнителей. Основой могут служить природные или синтетические смолы, олифа и другие плёнкообразующие материалы. Наибольшее применение имеют алкидная и эпоксидная основы.
Разновидности грунта в зависимости от механизма защиты
Грунт по металлу, в зависимости от принципа действия защитного механизма, делится на такие разновидности.
Пассивирующий грунт по металлу. В его составе содержатся хроматы (соли хромовой кислоты), способствующие снижению темпов образования коррозии. Наиболее распространённый тип защиты. На отечественном рынке этот вид грунтовки для металла представлен составами ГФ 017, ГФ-0119.
Изолирующий грунт по металлу образует для поверхностей автомобильного кузова непроницаемый барьер. Это алкидная и эпоксидная грунтовка по металлу. Её недостатком считается фактор снижения изоляционных свойств со временем, так как проникание влаги и кислорода через огрунтовку будет ускоряться. Представителями этого вида служат грунтовка для металла эпоксидная ЭП-0010 и алкидные ГФ-021, body 992.
Одно из часто применяемых средств против коррозии – грунтовка для металла ГФ 02 – используется в качестве базового слоя для ремонтируемых поверхностей перед покраской при кузовных работах. Эта огрунтовка не только защищает узлы и детали от коррозийных процессов, но и повышает укрывистость краски.
Протекторная грунтовка по металлу работает по принципу катодной защиты деталей и узлов. Это смесь из измельчённых в порошок свинца, цинка и сплава магния с цинком. Протекторная грунтовка для металла создаёт на обрабатываемых элементах тончайшую плёнку, которая защищает их даже при образовании царапин. К числу протекторных грунтовок для металла относятся эпоксидные ЭП 057, ЭП-0284.
Фосфатирующий грунт по металлу может считаться разновидностью пассивирующего. Механизм защиты у обоих видов схожий. Разница между ними в том, что вместо хромовой кислоты используется ортофосфорная. Отличается несколько меньшей эффективностью. Большой плюс –универсальность средства. Обеспечивает высокую адгезию. Представителем фосфатирующего грунта по металлу является ВЛ 02.
Модификатор ржавчины. Этот вид грунта по металлу имеет способность преобразовывать продукты коррозии в плотную невидимую полимерную плёнку, защищающую конструкцию от влаги. На отечественном рынке этот вид представлен составами ХВ-0278, ЭП-0199.
Способы нанесения грунта
Наносить грунт по металлу на поверхность автомобиля можно различными способами:
распылением;
окунанием;
кистью;
электроосаждением.
Методом окунания и электросаждения пользуются исключительно при производстве автомобилей, так как это довольно сложный и дорогостоящий процесс, связанный с большим расходом окрасочного материала. Кисть применяется при частичном ремонте кузова. Самый распространённый способ огрунтовки перед покраской – распыление.
Часто используют не один вид грунта. Первым слоем на поверхность обычно наносится фосфатирующая огрунтовка, обеспечивающая хорошее сцепление. Состав не требует последующего шлифования и наносится в один слой. Обрабатываемая поверхность должна быть хорошо очищена от пыли и грязи, а также обезжирена. Грунтовку перед началом работы надо тщательно перемешать.
На первый слой наносится второй. Обычно это твёрдый или мягкий двухкомпонентный состав. Вторичная автомобильная грунтовка по металлу наносится в два или три слоя с периодичностью в 5–10 минут.
Вторичный слой необходим в случаях поверхностей с дефектами. После высыхания поверхности, через 20–25 минут, можно наносить финишное покрытие.