Корректная работа трамблера (он же распределитель зажигания) влияет на стабильную работу двигателя, так как распределитель зажигания выполняет контроль подачи искры на свечи, как во время движения, так и в режиме работы на холостых оборотах. Особенно это важно для динамики, при наборе двигателем оборотов. Основные функции распределителя — это установка (корректировка) момента образования искры, в соответствии с определенными факторами (изменение числа оборотов, нагрузки на двигатель и прочих), а также правильное распределение искры по цилиндрам. Если мотор автомобиля ваз 2109 дергается, автомобиль плохо заводится либо не заводится вообще, возможно требуется ремонт трамблера ваз 2109. Процесс ремонта не трудный, от вас не требуются знаний автоэлектрика, выявить и устранить неисправность вам поможет наша инструкция.
Устройство и назначение
Рассмотрим сначала общее устройство, назначение и разновидности трамблеров:
Трамблер является частью системы зажигания, и предназначен для регулировки, контроля и передачи электрического сигнала к коммутатору катушки зажигания, распределения искры по свечам зажигания в нужной последовательности (в соответствии с тактом зажигания)
Системы зажигания встречаются двух типов — бесконтактная и контактная (разумеется, есть и другие, только они слабо распространены), распределители соответственно применяются тоже двух типов
Отличаются друг от друга они только конструкцией: наличием контактов (в контактной системе есть прерыватель-распределитель), либо датчиков (в бесконтактной системе датчик-распределитель зажигания)
По основным характеристикам обе системы практически идентичны
Основные детали контактного трамблера ваз 2109
На автомобилях ВАЗ-2109, а так же моделях 2108-2199 штатно устанавливается распределитель со встроенным датчиком Холла, четырех искровой, со встроенными регуляторами (центробежным и вакуумным) опережения зажигания. Основные детали вы видите на фото вверху:
1 — уплотнительное колечко
2 — муфта
3 –специальные регулировочные шайбы
4 — валик с находящимся на нем центробежным регулятором
5 — опорная пластинка
6 – экран, защищающий от пыли
7 — так называемый «бегунок»
8 — сам датчик Холла
9 — шайба стопорная
10 — шайба упорная
11 — корпус распределителя зажигания
12 — вакуум-корректор
Признаки неисправности
Основные признаки, указывающие на неисправность распределителя зажигания:
Автомобиль дергается во время движения
Не заводится двигатель
Стучат поршневые пальцы, когда набираете скорость
Машина набирает скорость медленно
Расход топлива становится больше, чем обычно
Самые распространенные неисправности:
Прогоревший бегунок
Подгоревшие контакты в крышке
Вышел из строя датчик Холла
Разболтался подшипник датчика Холла, либо его заклинило
Появились трещины в крышке
Плохой контакт штекера датчика Холла
Необходима замена неисправных деталей во всех перечисленных случаях, кроме самого последнего.
Попадание масла в распределитель
Рассмотрим такую неисправность, как попадание масла в трамблер на примере реального случая:
Владелец ваз 2109 стал разбирать распределитель зажигания
Сняв крышку, он обнаружил, что уголек стерся и бегунок проржавел
Продолжая разборку, он снял экран и обнаружил, что под ним все покрыто маслом
Тут он проконсультировался со специалистом, и выяснилось следующее: масло проникло в трамблер сквозь сальник хвостовика
Произошло это из-за того, что забилось маленькое отверстие в основании карбюратора
Оно относится к системе вентиляции картера двигателя
В этом случае при холостых оборотах возникло избыточное давление в картере
Этим давлением и выдавило масло через сальник в трамблер
Необходимо прочистить отверстие и все в порядке, однако своими руками это сделать проблематично, лучше обратиться на СТО
Второй причиной попадания масла в трамблер является изношенный сальник
Тут необходима замена сальника
Снятие и установка
Чтобы без труда отремонтировать трамблер, необходимо уметь его снять, а так же затем (после ремонта) установить на место:
Снимаем минусовой провод с клеммы аккумуляторной батареи
Отсоединяем от трамблера высоковольтные провода, а так же вакуумный шланг идущий от вакуум корректора
Находим, держатель троса, идущего к приводу дроссельных заслонок и вынимаем трос из него
Снимаем кронштейн, держащий провода, со шпильками и проводами
Откручиваем гайку для этого (под гайкой есть шайба, не потеряйте ее)
Ставим метки на корпус трамблера и привод вспомогательных устройств. Если этого не сделать, то устанавливая трамблер на место вы уже не сможете сохранить стартовый момент зажигания, придется регулировать его
На распределителе зажигания находится разъем, к которому подсоединяется жгут проводов. Отжимаем фиксатор при помощи отвертки, вытаскиваем провода
В корпусе картера сцепления расположена резиновая заглушка, вытаскиваем ее
Крутим коленчатый вал, пока поршень в первом цилиндре не окажется в верхней мертвой точке
Риска маховика в отверстии совпадет со средним делением на шкале корпуса
Откручиваем гайки, крепящие трамблер и снимаем его
Установку выполняйте в обратной последовательности
Когда устанавливаете распределитель зажигания обратно, проследите, чтобы валик его был повернут таким образом, что наружный контакт бегунка находился напротив клеммы, соответствующей первому цилиндру
Клемма располагается на крышке
Не забудьте так же совместить метки и проверить момент зажигания
Разбираем трамблер
Прежде чем начать разборку распределителя, вам необходимо запомнить, каждый провод на его крышке установлен в последовательности работы цилиндров (из них обозначен лишь первый, другие вам необходимо установить против вращения часовой стрелки, взгляд при этом должен быть со стороны пластикового бачка с антифризом). При необходимости заменить крышку или бегунок — демонтаж распределителя зажигания не требуется. Ремонт ваз 2109 своими руками трамблера выполняем в такой последовательности:
Отсоедините высоковольтные провода и снимите распределитель с автомобиля
Открутив винты крепления, снимите крышку распределителя, снимите бегунок, просто тяните его вверх
Снимаем бегунок
Если на нем заметны следы гари, ржавчины на внешнем контакте, либо заметен явный износ, бегунок необходимо заменить
В нормальном состоянии бегунок в идеале плотно прилегает к валику трамблера
Пластинчатая пружина (2 на фото внизу) обеспечивает хороший контакт
Если пружина ослабла, сломалась либо деформировалась — меняем бегунок
Замерьте сопротивление резистора (он обозначен цифрой 3), оно должно составлять 1 кОм
Иначе — установите новый бегунок
Бегунок вид сверху и снизу (1-внешний контакт, 2-пластинчатая пружина, 2-резистор 1 кОм)
Далее снимите пылезащитный экран
Достаньте клемму низкого напряжения, открутив для этого винт ее крепления
При помощи отвертки, разожмите лапки держателя, выньте из него провод
Открутите два винта, крепящих опорную пластинку датчика Холла, снимаем ее
Открутив два винта, снимаем опорную пластинку датчика Холла
Затем вытащите стопорное кольцо из штифта пластины. Может потребоваться приложить значительные усилия, не беспокойтесь, не сломаете
Теперь открутите два винтика крепления вакуум-корректора
Отверткой выдерните тягу вакуумного корректора со штифта опорной пластинки
Уже можете снять корректор с трамблера полностью
Откручиваем и снимаем вакуум-корректор
Теперь выдерните опорную пластинку (при помощи отвертки)
Внимательно осмотрите втулку пластинки. Если на ней имеются разрывы, задиры, либо заметен износ втулки — вам придется заменить всю пластинку
При помощи отвертки выдергиваем опорную пластинку, проверяем состояние ее втулки
Продолжаем разбирать распределитель зажигания. Снимите стопорное кольцо и упорную шайбу идущую сразу за ним с валика трамблера
Снимаем стопорное колечко
Штифт, крепящий муфту, прижат пружинным кольцом. Снимите его
Когда уплотнительное кольцо потеряло эластичность, порвалось либо слишком истерлось — обязательно меняем его
Чтобы выбить штифт из муфты возьмите бородок либо гвоздь на худой конец. Не бойтесь сильно ударить
Выбиваем штифт из муфты
Когда штифт выбит, снимите муфту привода трамблера, а за ней регулировочные шайбы
Если «слизаны» шипы муфты — то необходима замена ее
Выньте валик и с ним центробежный регулятор (в сборе)
Вынимаем валик в сборе с центробежным регулятором
По обе стороны корпуса распределителя зажигания находятся втулки, внутри которых крутится валик
Осмотрите внимательно, если обнаружили износ, задиры, либо люфт — поменяйте корпус трамблера (вместе со втулками)
Снимите ведомую пластинку с центробежного регулятора
Стаскиваем ведомую пластинку с центробежного регулятора
Проверьте обязательно, свободно ли вращаются на своих осях грузы центробежного регулятора
Если нет, снимите стопорные колечки крепления, затем грузы с осей
Прочистите посадочные отверстия, смажьте их густой смазкой
Если изношен валик, на нем имеются заусенцы либо выбоины — замените его
При необходимости замены самого датчика Холла, открутите два винта и снимите датчик с пластины
Датчик Холла иногда может быть прикреплен при помощи заклепок. Тогда замена его производится вместе с опорной пластинкой
Крышку трамблера необходимо протереть снаружи и изнутри (бензином либо спиртом)
Если крышка имеет трещины, вмятины, пробои, сколы либо контакты ее сильно изношены или окислены — заменяем ее
Внутри крышки контактный уголек должен свободно «ходить». Если уголек имеет сколы, трещины, либо сломана пружинка — его необходимо вынуть из крышки (вместе с пружинкой) и заменить
Сборку трамблера выполняйте в обратной последовательности
Все втулки и валик нужно смазать свежим маслом (моторным), непременно тонким слоем
Прежде чем устанавливать муфту, необходимо выставить бегунок наружным контактом в направлении контакта первого цилиндра, расположенного на крышке
Муфту насаживайте на вал таким образом, чтобы шипы ее совпадали с прорезями, выполненными на распределительном валу
На этом ремонт трамблера завершен, установите его на место, как уже описано выше, если что-то непонятно, наберите в поиске: трамблер ваз 2109 ремонт видео. Так же стоит напомнить, что для ваз 21093 ремонт трамблера выполняется аналогично, потому что такое устройство трамблера имеют модели ваз 2108-21099.
Регулировка зажигания
Если при снятии распределителя вы не оставили меток, позабыли как он располагался изначально, провернули вал, и поршень ушел из положения верхней мертвой точки, тогда цена вопроса для вас – затраты времени на регулировку зажигания. Прежде, чем приступить к регулировке, необходимо соблюсти следующие условия:
Проверку и установку угла момента зажигания (оно же опережения зажигания) выполняем на холостом ходу, при обязательном условии, что обороты коленчатого вала не будут превышать 900 об/мин, а так же будут не ниже 820-830об/мин
Угол самого момента зажигания варьируется в пределах от нуля до одного градуса от ВМТ (верхней мертвой точки). Если момент зажигания изначально установлен неправильно, мотор перегревается, теряет мощность, в нем возникает детонация, регулирующаяся датчиком детонации (разрушающая маслосъемные и компрессионные кольца) и возрастает расход бензина
Регулировка момента зажигания выполняется по шкале, находящейся в люке корпуса сцепления (при снятой резиновой заглушке) и по метке, расположенной на маховике. Когда метка на маховике совпадает со средним делением (вырезом) на шкале, тогда поршни цилиндров первого и четвертого будут стоять в ВМТ (верхней мертвой точке). Одна отметка деления на шкале равняется одному градусу поворота коленчатого вала
Шкала на корпусе сцепления и метка на маховике
Переходим к процессу регулировки:
Отсоедините от вакуум–корректора его вакуумный шланг
Подсоедините зажим «+» стробоскопа к клемме «+» на аккумуляторе – которым проверяется момент зажигания
Затем подсоедините зажим «массы» (он же минус) стробоскопа к клемме «минус» аккумулятора
Выньте наконечник высоковольтного провода из гнезда первого цилиндра от крышки распределителя, и вставьте датчик от стробоскопа в гнездо, в то из которого мы вынули наконечник. Затем, подсоедините высоковольтный провод первого цилиндра уже к датчику.
Выньте из лючка корпуса сцепления резиновую заглушку
Заведите мотор и направьте мигающую индикацию стробоскопа в люк корпуса сцепления
При мигании света стробоскопа, метка на маховике кажется неподвижной визуально. Если на вашем автомобиле момент зажигания изначально установлен правильно то метка на маховике должна располагаться между средним делением шкалы на корпусе сцепления и предыдущим делением. Если данное условие не соблюдается, вам необходимо выполнить регулировку зажигания
Чтобы правильно установить момент зажигания, вам надо ослабить гайки, крепящие распределитель зажигания (их три)
Чтобы увеличить угол опережения зажигания, поворачивайте корпус трамблера в «по часовой стрелке» – отметку со знаком «плюс», расположенную на фланце корпуса распределителя зажигания подводим к выступу, сделанному на корпусе привода для вспомогательных агрегатов
Чтобы уменьшить угол, необходимо повернуть корпус распределителя зажигания «против часовой стрелки» — отметку со знаком «минус» подводите к выступу находящемуся на корпусе привода для вспомогательных агрегатов
Регулировка зажигания ваз 2108-21099 на этом закончена.