В современных автомобилях редко выходит из строя система зажигания, а если уж такое и произошло, то осуществлять ремонт я бы порекомендовал на специализированных СТО. В наше время все еще существуют автомобили с устаревшей системой зажигания, в которых найти неисправность и устранить ее – задача не особо сложная. Но я все же советую разбираться в перечне подобных проблем, чтобы как минимум доходчиво объяснить автоэксперту, с чем связаны неисправности системы зажигания, а как максимум – исправить проблему самостоятельно.
Содержание статьи
1 Общие неисправности
2 Признаки неисправностей бесконтактной системы и их причины
3 Признаки неисправностей электронной системы и их причины
4 Видео «Неисправности системы зажигания»
Общие неисправности
Неисправности системы зажигания в общем счете можно разделить на такие категории:
Когда двигатель не удается запустить.
Когда двигатель не развивает полной мощности.
Когда в работе двигателя присутствуют перебои.
Что касается первого типа, то это такие неисправности:
Повреждение провода, соединяющий модуль зажигания и реле питания;
Выхождение из строя реле питания;
Окисление или же неплотное нахождение в гнездах наконечников проводов;
Нарушение изоляции или загрязнение проводов;
Изменение зазора между электродами свечей или их замасливание;
Неисправность в модуле зажигания;
Выход из строя контроллера, в результате чего импульсы перестали поступать на модуль;
Выход из строя, неправильная установка или оборванные провода датчика, регулирующий положение коленчатого вала;
Повреждение контактного уголка датчика;
Утечка тока в связи с трещинами и прогарами, которые появляются на крышке или датчике, а также с накоплением влаги и нагара на внутренней части крышки;
Прекращение работы электромагнитного клапана от карбюратора в связи с разрывом провода, который соединяет его с контроллером;
Выход из строя контроллера;
Выход из строя коммутатора;
Неисправность в выключателе;
Неправильная установка элемента зажигания;
Повреждение катушки.
Ко второй категории принадлежат такие типы основные неисправности системы зажигания:
Неправильно установлен момент зажигания.
Ослабление пружины регулятора или заедание его грузиков.
Изменение формы импульсов на первичной обмотке коммутатора, в чем выражается одна из главных причин его неисправности.
Повреждение шланга, задача которого заключается в соединении выхлопной трубы и датчика абсолютного давления.
Выход из строя ранее упомянутого датчика.
Оседание топливного конденсата на стенках шланга.
Прекращение реагирования контролера на изменения сигналов от датчика.
Неисправности в работе датчиков по температуре.
Повреждение провода, соединяющий контролер и датчики.
И, наконец, к третьей категории общих неисправностей относятся:
Выход из строя контролера или модуля зажигания;
Повреждение, окисление или ослабление крепления проводов высокого уровня напряжения;
Замасливание свечей, скопление на них нагара и образование трещин;
Изношенность электродов;
Слишком раннее и позднее зажигание;
Образование чересчур большого зазора между электродами свечей;
Ослабление пружин грузиков регулятора;
Изношенность контактного уголка;
Повреждение крышки датчика;
Неисправность коммутатора;
Подгорание центрального контакта ротора;
Возникновение трещин, других повреждений и нагара на крышке датчика и роторе.
Это были перечислены основные неисправности системы зажигания. Теперь более подробно по каждой системе (бесконтактной и электронной).
Признаки неисправностей бесконтактной системы и их причины
Я рекомендую при выявлении признаков неисправностей в работе бесконтактной системы ни в коем случае не паниковать.
В процессе поиска неисправностей контактной системы зажигания, а также бесконтактной, я рекомендую обратить внимание на такие особенности:
Для осуществления проверки части высоковольтного типа желательно было бы изготовить простой разрядник, имеющий зазоры между первым и вторым электродом около 7-10 мм. Данный прибор необходим для того, чтобы не допустить при проверке на искру выхода из строя приборов электронного типа.
Держать провода голыми руками не рекомендуется, особенно в момент образования искры.
Для осуществления проверки цепей лучше всего применять не контрольную лампу, а тестер.
Нельзя дотрагиваться до элементов системы и высоковольтных проводов в связи с тем, что данный вид системы зажигания имеет более высокий уровень напряжения, чем контактная.
Нельзя отсоединять от клемм батареи провода при включенном зажигании, так как это способно вывести из строя узлы электронного типа.
Запрещается в одном жгуте прокладывать провода с высоким и низким уровнем напряжения.
Не допускать процесса ослабления затяжки винтов, которые крепят коммутатор, так как благодаря им он может соединяться с «массой».
Теперь что касается конкретных признаков, а именно внешних, которые могут указать на наличие неисправности системы зажигания бесконтактного типа:
Двигатель не может начать работать или же начинает свое функционирование с определенными трудностями и осуществление неустойчивой работы мотора при холостом ходу. Причинами этого может быть следующее:
пробой или обрыв проводов высоковольтного типа и крышки датчика, отвечающий за распределение;
неисправности в работе: свечей и катушки зажигания, транзисторного коммутатора, датчика;
обрыв обмотки статора от датчика;
отсутствие электрического контакта, возникающего на выходе датчика-распределителя;
нарушение контактов в тех местах, где проводы присоединяются к аппаратам зажигания (можно определить по наличию выстрелов из глушителя);
возникновение слишком большого зазора в свечах.
повышение уровня расхода топлива и понижение уровня мощности в работе мотора. Тут причины могут заключаться в неисправностях обоих регуляторов (вакуумного и центробежного) и свечей.
Все эти проблемы являются решаемыми, причем при помощи различных методов: регулировка, восстановление, замена и т.д.
Также следует отметить то, что при наличии данной системы нельзя использовать катушку, так как это может стать причиной поломки электронного датчика. Это – существенное различие с контактной системой.
Признаки неисправностей электронной системы и их причины
Схема электронного зажигания автомобиля
На сегодняшний момент можно стать свидетелем такой тенденции, как все более активное вытеснение из-под капотов автомобилей механических систем, осуществляемое электроникой. Данный факт обусловлен разными причинами. В первую очередь целью повысить уровень экономичности и надежности авто, а также снизить уровень токсичности отработавших газов. Таким образом полупроводниковая техника начала развиваться более активно, что стало причиной возникновения сначала контактно-транзисторной, а потом и электронной системы зажигания.
Основная особенность первой системы заключается в прохождении небольшого тока управления транзистором по контактам прерывателя. Когда же появилась электроника, то наличие этих контактов уже перестало быть обязательным условием. При этом они были заменены бесконтактным датчиком, огромное преимущество которого заключается в его способности не быть подверженным механическим износам и том, что он не нуждается в осуществлении постоянных регулировок.
Итак, внешние признаки неисправностей электронной системы зажигания и, соответственно, их причины:
Невозможность к запуску двигателем или же осуществление запуска со значительными трудностями и неустойчивая работа мотора в процессе холостого хода. Тут дело может заключаться в следующем:
пробой или обрыв проводов высоковольтного типа;
неисправности в работе электронного блока управления, катушки и свечей зажигания, входных датчиков, отвечающих за частоту вращения коленчатого вала, а также датчик холла.
Снижение уровня мощности двигатели и повышение уровня пользования топливом. При этом причина кроется, как правило, в неисправностях следующих механизмов: электронного блока управления, свечей зажигания и всех датчиков.
Напоследок я хочу отметить, что перед тем как начинать процесс поисков неисправностей в анализируемом механизме надо проверить работоспособность топливной системы. Ведь если бензин не поступает в карбюратор, то двигатель наверняка не сможет осуществить запуск.
При этом стоит помнить о том, что мотор может работать и в связи с высоким уровнем топлива, а также негерметичным соединением шланга усилителя с клапаном или впускной трубой, неисправным усилителем тормозов вакуумного типа.
Как видим, все автомобильные системы и их элементы тесно взаимосвязаны между собой, о чем нужно помнить и обращать на это внимание. В целом же я желаю всем водителям никогда или, как минимум, как можно реже сталкиваться с любого рода автомобильными проблемами.
Видео «Неисправности системы зажигания»
На записи показано какие бывают неисправности системы зажигания и как провести диагностику всей системы.