Yes-Cars.ru » Советы

Замена сальника рулевой рейки своими руками

Замена сальника рулевой рейки своими руками с фото
Каждый элемент управления автомобиля должен находиться под строгим контролем хозяина транспортного средства – ведь только он может вовремя определить и выявить неисправность. Рулевая рейка – эта та деталь рулевого механизма, которая нередко выходит из строя в самый неподходящий момент, и тогда простые знания о замене сальника могут очень пригодиться. Чтобы знать, как починить данную деталь, не прибегая к платным услугам, нужно в первую очередь изучить механизм её действия.

Содержание статьи

  • 1 Устройство рулевой рейки
  • 2 Когда следует менять сальник
  • 3 Инструкция замены
  • 4 Видео «Как поменять автомобильный сальник»

Устройство рулевой рейки


Схема устройства рулевой рейки автомобиля

Рулевая рейка – это специальный механический узел, который предназначается для того, чтобы преобразовывать поворот руля в горизонтальное отклонение колес, находящихся в передней части автомобиля. Можно с уверенностью говорить, что принцип работы этого устройства одинаковый практически у всех современных легковых автомобилей. Изначально данный механизм не отличался особой сложностью и состоял из шестерни, которая была расположена на рулевом валу, а также соединённой с ней рейки и рулевых тяг. Однако со временем строение рулевой рейки усложнилось и приобрело свои разновидности. Всего их существует три:

  • механическая
  • гидравлическая
  • электрическая

Механическая рулевая рейка является простейшей из выше представленных. С её помощью колёса поворачиваются воздействием физической силы самого водителя. Для того, чтобы облегчить процесс управления, во многих автомобилях используется рулевая рейка с переменным передаточным числом, которое делает руль «тяжелее» при небольших поворотах на солидной скорости, а вот при прокручивании до упора, наоборот – облегчает маневр. И всё это благодаря шагу зубьев рейки, который меняется по краям. Данная конструкция широко применяется для отечественных автомобилей, и самым первым из них стал ВАЗ-2110.

Устройство гидравлической рулевой рейки напоминает предыдущую конструкцию, но здесь механическое воздействие увеличивается гидроусилителем. Это делает рулевое управление одновременно точным и легким, что незаменимо для современных автомобилей. Кроме того, благодаря гидравлическому устройству, безопасность вождения во много крат увеличивается, ведь все удары неровностей на дороге принимает на  себя гидроусилитель и руль не «уходит» из рук водителя. Но, с другой стороны, нечувствительность приводит к тому, что обратная связь ухудшается. Хотя этот минус производители стараются исправить улучшенной конструкцией подвески и другими видами модернизации.

Электрическая рулевая рейка имеет тот же принцип работы, что и гидравлическая, только усиление осуществляется за счет электромотора. Чаще всего он встраивается самым дешевым и ненадежным способом – в рулевую колонку. Такое месторасположение опасно тем, что в случае, если устройство вдруг сломается, вы полностью потеряете управление автомобилем.


На первых порах многие отечественные производители грешили установкой электромотора именно этим образом. В автомобилях высокого класса электромотор размещается наиболее безопасно, интегрируясь с рейкой. Электрическую рулевую рейку можно назвать наиболее совершенным видом рулевого механизма, поскольку в числе её достоинств высокий КПД, экономичность, нечувствительность к перепадам температур, простой уход за устройством, а также высокая надежность, ввиду отсутствия лишних деталей, которые могли бы сломаться.

В целом же, конструкция любой рейки выглядит примерно таким образом: картер умещается в себе гофро-чехол, а также имеет подшипники, на которых размещается приводное зубчатое колесо, а к нему прижата рулевая рейка с помощью пружины. Последняя необходима для того, чтобы между шестерней и рейкой не образовывался зазор. Кроме того, для ограничения хода рейка оснащается кольцом и втулкой шарнира. Вышеописанная схема является максимально простой и надежной.

Когда следует менять сальник

Как уже можно было догадаться, подшипник и сальник – это самые важные элементы в конструкции управления рулевым механизмом. Именно поэтому даже самое небольшое смещение такой детали, как сальник, может привести к появлению масляной течи, которая и провоцирует дальнейшие неисправности.

Я рекомендую менять сальник как минимум раз в три года.

Именно такой срок необходим для полного износа этой детали. Однако порой эта периодичность может нарушаться каким-либо внеплановым ремонтом – например, если двигатель перегрелся.


На это укажет всё та же течь масла – обнаружить её можно, если расход состава вдруг ни с того ни с сего непомерно увеличился, а также если в салоне чувствуется запах масла – это значит что оно попадает на нагретые детали, сочась через какие-либо резиновые уплотнители. Кроме того, ваше транспортное средство может оставлять масляные пятна прямо во время езды, на асфальте, и это вполне вероятно станет причиной придирок и даже штрафа со стороны ГАИ. И в целом автоинспектор будет прав, ведь эксплуатация автомобиля с такой неисправностью может быть крайне небезопасной.

О необходимости замены сальников может свидетельствовать слишком большое количество дыма. Следует насторожиться, если повороты руля стали слишком тугими, или появился нехарактерный гул в районе гидроусилителя  – это верный признак того, что очень скоро машина может стать неуправляемой. О возможной необходимости замены сальника могут также говорить «неохотные» повороты авто, характерный стук при использовании руля и другие проблемы с простыми маневрами.

Обратите внимание, если для вращения руля не нужно прилагать совсем никаких усилий, или если руль плохо возвращается в центральное положение и не удерживается в нем, то повышенная чувствительность управления также свидетельствует о неисправностях рейки. Так бывает, когда автомобиль слишком сильно бросает в разные стороны при малейшем воздействии на руль.


Приготовьтесь к ремонту, если количество жидкости в бачке гидроусилителя постоянно падает без видимой причины, или состав появляется в пыльниках рулевых тяг. Если вы всё-таки решитесь на самостоятельную замену, очень важно подобрать аналогичную по размерам и параметрам деталь, которая идеально впишется в рулевой механизм, иначе вы не только не устраните течь, а еще и усугубите ситуацию. Но если необходимый элемент приобретен, значит можно приступать, непосредственно, к замене сальника.

Инструкция замены

Перед началом работы, прежде всего, взвесьте свои навыки и возможности – сможете ли вы одолеть ремонт подобного рода? Потому что для некоторых автовладельцев предпочтительнее потратить некоторую сумму денег, но сэкономить время и нервы. Но если вы уверены, что справитесь, значит нужно запастись простыми необходимыми инструментами:

  • Верстак с тисками
  • Головки в наборе (размер в диапазонах от 10 до 12)
  • Рожковый ключ на 32
  • Отрезок резинового шланга с внутренним диаметром около 10-12 миллиметром и длиной около 50 сантиметров
  • Одна-две бутылки из пластика средних объёмов (литр-полтора)
  • Электрическая дрель или шуруповерт (в комплекте должно иметься сверло по металлу)
  • Смазка
  • Газовый и разводной ключ



Кроме того, данный процесс будет невозможен без удобного доступа к днищу машины. Проще говоря, производить замену лучше в гараже, где имеется смотровая яма.

Для того, чтобы заменить сальник, в первую очередь нужно демонтировать рулевую рейку. А это невозможно без снятия продольной балки с опорами двигателя, стабилизатора, а также выхлопной трубы. Также возможно понадобится специальный съёмник.

  • Сперва отсоединяем минусовой провод от аккумулятора, а в том случае, если ваш автомобиль оборудован подушкой безопасности, понадобится отключить и плюсовой.
  • Затем ждём около 10 минут и отсоединяем балку. Однако предварительно нужно использовать домкрат для коробки передач – желательно одновременно в двух точках.
  • Когда все детали демонтированы, нужно обязательно слить жидкость из системы. Для этого демонтируем шланг с распределителя, ставим его в подготовленную пластиковую бутылку, и затем заводим двигатель.


  • Нужно покрутить руль для упора в несколько подходов. Затем он устанавливается в исходное положение, и для больше безопасности закрепляется ремнём или прочной веревкой.
  • Теперь понадобится вынуть саму рейку, для чего необходимо открутить несколько крепежных болтов и гаек. Оптимально, если деталь получится вынуть с первого раза, однако очень часто мешают выступы крепления, о чем не сказано ни в одном руководстве. Но следует стараться не смещать положение рейки в корпусе и при некотором усилии, вы таки сможете её демонтировать.
  • Чтобы добраться до сальников, нужно целиком раскрутить рейку. Многие детали, скорее всего, ни разу не менялись со времен заводского производства и здорово прикипели друг к другу, так что вам понадобится немало физической силы, чтобы открутить рулевые тяги и выкрутить болты крепления регулятора.
  • За торцевой крышкой рейки находится первый сальник – его нужно аккуратно выбить молотком через деревянную прокладку. После выбиваем второй, стараясь не поцарапать внутреннее зеркало.


  • Все детали нужно протереть сухой материей и собрать обратно – но на этот раз используя новые сальники. От качества сборки зависит эффективность ремонта, так что будьте предельно аккуратны и следуйте инструкции.
  • В процессе элементы нужно смазывать, чтобы установка проходила мягче. Собранную рейку можно устанавливать обратно.
  • В конце нужно залить новую жидкость и завести двигатель, чтобы прокачать его. Если проблемы с рулевым управлением исчезли, значит вы все сделали правильно.
  • Напоследок хотелось бы сказать, что поначалу насос будет гудеть, издавая странные звуки, но это не должно вас пугать – через 10-15 минут езды этот эффект исчезнет.

    Видео «Как поменять автомобильный сальник»

    На видео показано, как происходит замена правого сальника рулевой рейки на автомобилях марок «passat b5» и «audi a4».

    Репост
    Наверх